Родительское собрание Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях
материал

Максина  Светлана  Викторовна

Родительское собрание  Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            МДОУ  детский сад №10 «Россияночка»

"Здоровье сберегающие технологии

в процессе  воспитания  и образования дошкольников

на занятиях музыкой»

                         КОНСПЕКТ  РОДИТЕЛЬСКОГО  СОБРАНИЯ

         

                                                                                                          Музыкальный

                                                                                руководитель:

                                                                                Максина С.В.

             

                                     

                                     

                                           г.Семёнов

                             Конспект    родительского     собрания

"Здоровье сберегающие технологии  в процессе  воспитания  и образования дошкольников   на занятиях музыкой.

Цель:   Формирование компетентности и активной родительской позиции в вопросах воспитания и обучения дошкольников, через использование новых форм работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Показать родителям несколько приемов приобщения ребенка к миру музыки.

Задачи: 

     Раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития в дошкольном возрасте;

     Заинтересовать  родителей  образовательным  процессом, осуществляемом на музыкальном занятии;

     Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями, применяемыми на музыкальных занятиях.

     Способствовать сплочению коллектива родителей; вызвать положительный отклик на такую форму проведения родительского собрания.

                                                            

                                            Ход собрания. 

Звучит фоновая спокойная музыка. 
- Добрый день, дорогие родители! 

 Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится   первостепенной. В последние десятилетия наметились тенденции к ухудшению здоровья детского населения.  По данным  медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

          Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию. К примеру, в С-Петербурге успешно работает центр, в котором врачи-композиторы сочиняют для каждого больного ребенка их «личную» музыку, излечивающую даже ДЦП и умственную отсталость. Большинство людей используют музыку просто интуитивно для поднятия настроения, работоспособности, улучшения самочувствия. И уж никакой отдых не обходится без музыки. Ученые выяснили, что детский организм гармонизирует звук «ля» первой октавы. Что при помощи изменения ритмического рисунка мелодии можно даже изменить состав крови, не говоря уж о кровяном давлении. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.

Музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта».

Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.

Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.

Джаз, блюз, регги поднимают настроение, избавляют от депрессивных состояний.

От гастрита вылечивает «Соната №7» Бетховена.

Головную боль снимает «Полонез» Огинского.

Нормализует сон и работу головного мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.

Развитию умственных способностей у детей способствует опять же музыка Моцарта.

Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.

Даже рок-музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость.

А «2-ой концерт для фо-но с оркестром» Рахманинова излечивает рак даже в последней стадии.

Интересен и тот факт, что в последнее время стала подтверждаться теория о потрясающем влиянии вокального пения на организм. Во время исполнения песни происходит мягкий массаж горла, голосовых складок, легких, бронхов, диафрагмы.  Всё это безусловно, тренирует и укрепляет организм человека, развивает голосовой аппарат, речь, регулирует дыхание. А звук, поглощаемый другими внутренними органами, стимулирует их работу. Поэтому не удивительно, что среди оперных певцов так часто встречаются долгожители.

             Основоположником  музыкального развития дошкольников является Ветлугина Наталья Алексеевна.  В «Методике музыкального воспитания»  она пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. 

          Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений.  На основании таких выводов  и строиться  моя  работа с  использованием современных  здоровье сберегающих технологий. Понятно, что с дошкольниками возможно и необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Что же я применяю на музыкальном занятии:

  • Валеологические песенки-распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Игровой массаж;

На некоторых элементах  технологии  я бы хотела остановиться подробнее.

1. Валеологические песенки – распевки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего  мира, готовят голос к пению.  Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный  микроклимат на занятии.  

  Доброе  утро! 

                      Доброе  утро,  улыбнись  скорее! (поворот друг к другу)

                      И  тогда  весь  день  у нас  будет  веселее! (хлопки)

                      Мы  погладим лобик, носик и щёчки  (по тексту)

                    Будем мы красивыми, как в саду  цветочки! (руки «фонарики»)

                      Разотрем ладошки  сильнее, сильнее!    (движения по тексту)
                     А теперь похлопаем  смелее, смелее! 

                      Доброе  утро!

  Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный  микроклимат на занятии.  

Перед исполнением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой.

2.  Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вздоха, задержки дыхания и выдоха. Ослабленное  дыхание не даёт ребёнку возможности  полностью проговаривать или пропевать фразы, правильно строить предложения, исполняя песню – приходится  вдыхать воздух чаще.

ЗАЧЕМ НУЖНА ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

         Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

         Упражнения на развитие дыхания помогают:

  • Укрепить физиологическое  дыхания детей (без речи).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать  продолжительность  выдоха.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением  и  раздражительностью.

     Дыхательные упражнения, используемые в моей работе: продолжительный выдох на листочек или снежинку или (бабочку, шарик, ленточку), долгий и короткий выдох ветерок и ветер, «Понюхаем цветочек», «Полетай  пушинка»,  «Раздуем снежок».

           Игра  «Паровоз»,  песня  Машенька Маша,  Самолёт летит (у-у-у-у, я лечу в Москву)

Снежинки.

Задули вьюги и метели,  в  лицо снежинки полетели,

       (выдох  на звуке  «у-у-у» на одном дыхании)

Дружно встанем на коньки   Ты в сугроб не угоди!                

        (Присесть  со звуком  «Ух!»)

Ветерок.

Воздух мягко набираем       вдох  на звук  «у-у-у» на одном дыхании

И как ветер завываем                  с переходом  на звук «ш-ш-ш» и выдох

Дуем, дуем на листочки

Приземляемся на кочки.

Аромат цветка»

Сложить пальцы – держим цветок.     Бесшумный вдох, легкая задержка дыхания.

                                                                           Выдох – с наслаждением

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. 
Упражнения на формирование диафрагматического дыхания. 
«Шарики» 

Вот мы шарик надуваем                Руки на животе,

Он становится большой.                При вдохе живот надувается,

Вдруг шар лопнул,                         плечи не подымаются.

Воздух вышел,                                Выдох.

Стал он тонкий и худой.

Знакомая  из детства хороводная игра "Пузырь" решает те же самые задачи продолжительный вдох и продолжительный выдох. .
                 
"Пузырь". 
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
дети отходят назад, произнося 
Оставайся такой, да не лопайся
звук "С", и образуя большой круг 
Пузырь лопнул – о-ё-ё-й!
дети сходятся к центру круга 
А ведь был такой большой!
Произносят звук "Ш" 

           Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является  использование  в процессе пения вокально – артикуляционных упражнений.  Основная  их цель  – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению звуков.    

Если у ребенка еще нет внятной речи, то для  активизации певческого  аппарата,  мы прежде  всего учим его правильно и свободно открывать рот (необходимо раскрепостить нижнюю челюсть);  затем развиваем подвижность языка и  губ.   Применяю  упражнения  для гласных:

«Эхо»

Кричу в лесу:  -А-а-а-у-у-у! Переход от звука (а) внизу.

А мне в ответ: к звуку (у) вверху.  -А-а-а-у-у-у!

Опять кричу:  -А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ:  -А-а-а-у-у-у!

Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а»,»А-э», «Э-ы».

Для согласных звуков:

       «Кошечка» - короткое произношение согласных «ш», «с», «ф», рот быстро открывается, упражнение сопровождается движением рук (пальцы – царапки).

       «Насекомые»    жук - «ж»,  пчела  «с» «з», «п», «б».

       «Автомобиль» - пение восходящее и нисходящее от 1-3 и от 3-1 ступени на «бр» (губы активные), с транспонированием вверх.  И  «Автомобиль сигналит» - на том же звуке «бр» (губами) скачки на октаву вверх и вниз, с транспонированием.                                                                                                        

      В своём  опыте  практикую  использование  речевых и музыкальных игр, которые сопровождаются движениями (сначала рук, а потом всего корпуса). «Заводим моторчик»,  «Полетим на самолёте»

                 «У кого какая песенка».

Дети поют слова: тик-тик, пик-пик и т.д. и сопровождают жестами

У ходиков песня такая:  тик-так, тик-так.       -  Качают руками вдоль туловища

И ходят они и поют  тик-так,  тик-так.

У маленькой уточки песня кря-кря,                  -  машет  руками крыльями

Поёт она песню с утра -  кря - кря-кря!

Дождик к нам стучит в окно кап, кап, кап!        - жест по ладошке пальчиками

Это песенка его, кап, кап, кап!

Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.

Ещё один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в  детском саду – игровые упражнения, сопровождаемые речью, т.е. речевые игры.  Это специальные упражнения для согласования движений с речью или пением.   Они  позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми  выразительными средствами музыки. 

 Игра и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Речевые и двигательные  зоны в коре головного мозга находятся рядом, поэтому активизация речи  помогает успешности в движении и наоборот.  Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально – творческих способностей ребёнка, формированию процесса восприятия и конечно оздоровлению организма в целом.

                                      « Кто как ходит»

Топ-топ, топ-топ,  это мишенька   идёт.
        Ти-ти-там, ти-ти-там,  скачет зайка тут и там.
        По дорожке ёж бежит  и листочками шуршит.

Аист, аист длинноногий,                   плавно поднимают то левую, то правую ногу.
         Покажи домой дорогу.
         Топай правою ногой, Топай левою ногой
         И тогда придёшь домой                                  
( ходьба в ритме музыки).

                                     Снег, снег.

Как на горке снег, снег            поднимают руки вверх

И под горкой  снег, снег          опускают руки вниз

И на ёлке  снег, снег                 ладошки домиком над  головой

И под ёлкой  снег, снег            опускают руки  вниз

А под ёлкой спит медведь        ладошки под щёку

Тише, тише не шуметь              грозят пальцем

                                   Барабан.

На парад идёт отряд, барабанщик очень рад --  марширует

Барабанит, барабанит полтора часа подряд  -- стучат «палочки»

А потом он отдыхает, приседает, засыпает -- по тексту

       Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей  и  их двигательной активности. 

           Такое же  важное место в  оздоровительной  системе  занимают пальчиковые игры и сказки.   Это  исполнение  песенки или текста под музыку или пение.  В  жизнедеятельности человека рука играет важную роль. Кончики пальцев - есть второй головной мозг. Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя при этом на все внутренние органы. А так же являются мощным средством повышения работоспособности   головного  мозга.

        Пальчиковые  игры способствуют развитию речи ребенка,  его двигательные качества, повышают координацию пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

                                КУЛАЧОК

 Как сожму я кулачок,  (сжать руки в кулачки)

 Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

 Разожму ладошку, (распрямить кисть)

 Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

                                          «Капельки и тучка».

Кап-кап,кап-кап  -капельки звенят!                      стучат пальчиком по ладошке

Кап-кап,кап-кап  -капельки  шалят!

Хватит тучка, хватит тучка дождик сверху лить,              грозят  пальчиком

Перестань сырая тучка деточек мочить!

   Пальчиковая игра      «ДОМИК»

Наверное, у него в лесу  чудесный дом --  ладошки «домиком».

И там живёт весёлый гном!

Мы тихонько постучим --  кулачком  о ладошку.

В колокольчик позвоним  -- имитируещее движение  рукой.

Двери нам откроет гном,

Станет звать в чудесный дом -- ладошки «домиком».

А в домике дощатый пол – ладошки одна к другой.

А на нём дубовый стол – на кулачок ладошку.

Рядом стул с высокой спинкой – кулачок и ладошка сбоку.

На столе тарелка с вилкой – вперёд по-очереди ладошки.

И блины горкой лежат – угощенье для ребят!

           

       Я  озвучила  ещё один компонент  здоровье сберегающей технологии  - это игровой  массаж.  Пока  для меня это задача на будущее.  Есть эффективная методика по укреплению здоровья организма, которая подходит от новорожденных до взрослых! Основана  она на воздействии девяти биоточек организма. Этот самомассаж нужно делать как минимум, два раза в день, утром и вечером. Он, к тому же, занимает мало времени.

         Алла Уманская - профессор, зав.лабораторией Медицинской академии имени И.М.Сеченова (Москва), автор методики профилактики гриппа и ОРЗ с помощью точечного самомассажа.  Книга называется Щит от всех болезней.  В этой книге представлены беседы журналиста с Аллой Алексеевной Уманской, автором эффективной и доступной каждому оздоровительной системы, способствующей укреплению иммунитета и избавлению от болезней.

Две Наталочки.

Дети легко щиплют себя в соответствии со словами текста.

           Две бойкие Наталочки  Не играют в «салочки».

Две смелые Наталочки  Играют – Ах! – в «щипалочки».

Щиплют ушки,  Щиплют щечки,  Щиплют ручки,  Локоточки.

Щиплют шейку,  Щиплют ножки,  А потом живот немножко.

Не ругайте вы Наташ – Они делают … массаж!

                ИГРА - МАССАЖ  (с шишкам)

                  Сл. и муз.  Н.Сизовой

  1. Мы катаем шишечку между двух ладошек.

Вот какие шишечки есть у наших крошек.

              (катают между ладонями)

  1. Превратилась в ёжика, колется иголкой,

Левой нашей рученьке очень, очень колко.

             (шишка в правой руке, осторожно покалываем левую ладошку)

  1. Пощекочем  шишечкой правую ладошку.

Как приятно шишечкой  щекотать немножко.

                           (шишка в левой руке, осторожно покалываем правую ладошку)

  1. Обхватили шишечку, вот и барабанчик,

Превратился в палочку наш весёлый пальчик!

           (обхв.  шишку правой рукой шир.  стороной вверх, стучим указ.  пальцем левой руки)

(перевернули шишки узкой стороной вверх)

  1. Выросли сестрёночки на опушке  летом,

Это наши шишечки,  ёлочки с секретом.

               (немного раскачиваем рукой)

  1. Поливает дождичек, капает по веткам,

Вырастайте ёлочки все на радость деткам!

               (пальчики быстро дотрагиваются до отдельных лепестков шишки)

(положить шишку на ладошку, покрыть другой ладошкой и качать)

  1. Вот устала шишечка и легла в кроватку.

Спи спокойно шишечка  в колыбельке сладко!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно утверждать, сто музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами.  Использование новых здоровье сберегающих технологий в движении
и пении детей создаёт положительный эмоциональный климат, который
является основой здоровья наших воспитанников.

Проведение здоровье сберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени – 2-3 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.  Я уверена, что занятия музыкой улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние. 

         Уважаемые родители! В завершении нашего разговора хочется выразить Вам благодарность за участие в собрании, за то, что нашли время прийти на нашу встречу и активно участвовали в ней. Надеемся, что вас тоже заинтересовал вопрос музыкального развития детей и его роль на развитие человека в целом. Если вы иногда будете уделять слушанию музыки вместе с вашими детьми чуть больше внимания – это обязательно даст свои плоды ! 
Хочется закончить нашу встречу словами Д. Шостаковича: "Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…Чтобы полюбить музыку надо прежде всего её слушать". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях

Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях...

Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1.Валеологические песенки-распевки. 2.Дыхательная гимнастик...

Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.Именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средс...

"Здоровье сберегающие технологии на музыкальном занятии" Для детей подготовительной группы

« ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ НА  МУЗЫКАЛЬНОМ   ЗАНЯТИИ».« ОХ    и   АХ»...

Методическая разработка " Использование здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях"

В данной разработке представлена  система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями....

Здоровье сберегающие технологии на музыкальном занятии.

В статье раскрыты здоровьесберегающие технологии и приведены практические примеры использования их на занятиях с детьми....

Применение здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях

В мастер-классе показаны игры и упражнения, которые можно использовать на музыкальных занятиях...