Когнитивные игры
учебно-методический материал (старшая группа)

Когнитивные упражнения направлены на развитие: схемы тела, ориентировки в пространстве, зрительных и слуховых представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogniktivnye_igry.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Когнитивные игры

Когнитивные упражнения направлены на развитие:

  • схемы тела,
  • ориентировки в пространстве,
  • квазипространственных представлений (логико-грамматических речевых конструкций),
  • зрительных, слуховых и кинестетических (двигательно-осязательного восприятия) представлений.

1. «Организация рабочего места» (формирование умения следовать правилам, контролировать свою деятельность, осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую).

2. «Послушать тишину» (формирование произвольной регуляции собственной деятельности). Исходная позиция — лежа на спине. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

3. Когнитивное упражнение «Шумящие коробочки» (формирование аудиальной памяти). Исходное положение — сидя на полу. Взрослому необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и др.), которые при сотрясении создают различные шумы. Дети с закрытыми глазами прислушиваются к шуму одной из коробочек, которую трясет инструктор, затем перебирают свои коробочки и находят аналогичную.

4. «Моя рука, твоя рука» (формирование пространственных представлений). Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнёра левую руку, левое плечо, правое колено и т. д.

5. «Холодно—горячо». Взрослый прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведет игрока (ребёнка) к цели. Команды могут быть: «шаг направо, два шага вперед, три налево и т.д.». Если ребенок хорошо ориентируется в пространстве, то можно использовать план-схему.

6. «Лабиринт» (формирование пространственных представлений). Ребёнок должен обходить стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, над, под стулом. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.

7. «Шапка-невидимка» (формирование зрительной памяти). Исходное положение — сидя на полу. В течение 20 секунд детям предлагается запомнить предметы, лежащие на столе, которые взрослый закрывает шапкой. Затем детям предлагается вспомнить и перечислить все предметы. Усложнение упражнения — запомнить порядок расположения предметов, который взрослый может поменять.

8. «Магазин» (развитие слухоречевой памяти). Исходное положение — сидя на полу. Взрослый предлагает детям «сходить в магазин» и перечисляет предметы, которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно менять роли (продавец, мама, ребенок) и магазины («Молоко», «Игрушки», «Булочная» и др.). «Продавец» сначала выслушивает заказ «покупателя», затем подбирает «товар». «Покупатель» проверяет и несет «товар» домой, где «мама» проверяет правильность покупки.

9. «Рыба, птица, зверь» (формирование слухоречевой памяти). Исходное положение — сидя на полу. Взрослый указывает на каждого ребёнка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать любого зверя. Если ответ правильный, взрослый продолжает игру, если ответ неверный — ребёнок выбывает из игры. Игра может проводиться в разных вариантах.

10. «Я знаю пять» (развитие номинативных процессов). Исходное положение — сидя на полу. Детям предлагается одновременно с ударом по мячу называть пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных и др.

11. «Тух-тиби-дух» (эмоциональное развитие). В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». После этого продолжать движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не смогут не смеяться.

12. Теремок. Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка под волком, а выше всех лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой образовательной деятельности по развитию когнитивных процессов для детей старшего дошкольного возраста

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый«этаж» за...

Аналитический отчёт по выявлению уровня сформированности когнитивного и поведенческого компонентов здорового образа жизни у детей подготовительной группы.

Аналитический отчёт по выявлению уровня сформированности  когнитивного и поведенческого компонентов здорового образа жизни у детей подготовительной группы ....

"Что нужно знать, чтобы школьником стать!" Развитие когнитивной и эмоциональной сфер дошкольника.

Основная задача психолога в работе с детьми подготовительных групп - это коррекция и профилактика возможных трудностей в предстоящей им не простой школьной жизни. Чем же специалист может им помочь? В ...

Дидактическая игра на развитие когнитивных способностей у детей младшей группы.

У детей в процессе познания мира, наблюдения, игры развиваются основные функции мозга. Чем лучше развиты у ребёнка когнитивные способности, тем проще ему удаётся усваивать информацию в дошкольном возр...

Игры на развитие когнитивных способностей дошкольников 6-7 лет

КАРТОТЕКА «РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация на тему: "Дидактические игры с куклой как средство социально-личностного развития ребенка с когнитивными нарушениями"

На современном этапе образования, с внедрением в практику детского сада федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, актуальной становиться проблема социально-личностн...