Блиц-игры в системе педагогического просвещения родителей.
консультация

Новикова Виктория Юрьевна

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блиц-игры в системе педагогического просвещения родителей.

Подготовила воспитатель

МБДОУ «Стригуновский детский сад

Общеразвивающего вида»

Новикова В. Ю.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. 

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

Бли-цигра выступает как средство моделирования педагогической деятельности. Блиц-игры относятся к деятельностной технологии обучения, когда педагоги обучаются в ходе самостоятельной трансформации имеющихся знаний.

Материал может быть использован в работе с родителями т. к. технология блиц-игры разработана достаточно подробно, а схемы, представленные в приложении, позволяют увидеть многоплановость ее применения. Его преимущество в следующем:

  • Создает условия для активизации мышления
  • Повышает степень мотивации, эмоциональности и творчества
  • Способствует установлению сотрудничества
  • Содействует приобретению опыта самоуправления учебной деятельностью.

Отличительные признаки блиц-игры:

  • Быстрота проведения и получения результатов, неожиданность и неординарность содержания, минимальный комплект ролей;
  • Создание психологической установки, настроя на содержание учебного материала;
  • Развитие внимания и активности;
  • Выявление позиции взрослого;
  • Проверка знаний и умений;
  • Решение проблемных ситуаций.

Чтобы разработать игру, необходимо четко представить цель, обозначить какие стороны деятельности взрослого будут моделироваться, определить содержание игры и методику ее проведения.

В структуру игры входят: блок-схема, сюжет, наличие ролей и правила игры, инструкция экспертам.

План проведения  блиц-игры:

  • Введение в игру (3-5 мин);
  • Индивидуальное решение проблемы на основе анализа полученной информации (10 мин);
  • Формирование игровых групп (3 мин);
  • Распределение ролей (выбор лидеров и экспертов) (3 мин);
  • Коллективное решение проблемы (10 мин);
  • Сообщение правильного решения (3 мин);
  • Подсчет индивидуальных и коллективных штрафных очков (5 мин);
  • Выступление лидеров групп с обоснованием принятых решений  (до 3мин);
  • Выступление экспертов  (до 3мин);
  • Разбор игры, подведение итогов (5 мин);

Правила для участников игры:

  • Соблюдать регламент (Регламент игры является примерным и зависит от ее содержания)
  • Работать согласованно
  • Проявлять активность
  • Выступать аргументировано
  • Уметь слушать и слышать других
  • Корректно отстаивать свою точку зрения

Инструкция экспертам:

  • Не вмешиваться в естественный ход событий.
  • Наблюдать за работой групп (насколько члены команды самостоятельны в работе, каково их эмоциональное состояние, кто первый выполнил задание, чье мнение было наиболее авторитетным в решении проблемы, кто из участников нарушал правила игры).

Блиц-игры направлены на решение разных задач:

  • На определение возраста ребенка по заданным параметрам образовательных задач;
  • На разрешение педагогической ситуации;
  • На анализ собственных педагогических решений по воспитанию ребенка;
  • На разработку алгоритма действий, повышающих эффективность организации педагогического процесса;
  • На группировку элементов по заданным параметрам.

Схема блиц-игры и процедура ее проведения.

1-й этап. Педагог предлагает всем участникам  разделиться на 3 – 4  группы в зависимости от общего количества участвующих, выбрать лидера и эксперта. Каждая подгруппа получает описание конкретной ситуации и задание – придумать варианты воздействия на ребенка со стороны взрослого.

2-й этап. Лидер в каждой подгруппе зачитывает заданную ситуацию. Каждый участник игры прорабатывает ее и ищет пути решения. Работа проходит индивидуально. Участникам раздаются таблицы, в которых каждый должен заполнить графу «Ситуация», варианты поведения взрослого подчеркнуть в графе «Индивидуальная оценка поведения взрослого в данной ситуации».

Фрагмент таблицы участника блиц-игры:

Ситуация

Индивидуальная оценка поведения взрослого в данной ситуации

Ребенок капризничает по малейшему поводу. Как успокоить ребенка, если он расстроен.

В магазине ребенок требует что-то купить. Как часто     ребенок капризничает по этому поводу? Как вы реагируете на поток слез и       криков.

Ребенок не желает есть. Что вы предпримете?

  • Переключите внимание
  • Создадите игровую ситуацию
  • Не будете обращать внимание
  • Постараетесь убедить
  • Будете ругать, стыдить
  • Купите то, что требует
  • Ваш вариант ответа

3-й этап. Проводится коллективная проработка заданной ситуации. Это дает возможность участнику представить позитивные и негативные стороны каждого решения, заслушать все аргументы и сформировать наиболее рациональное решение. Сформулированное подгруппой решение записывается в графу  «Коллективная оценка». Механизм подсчета ошибок прост. Количество решений, не принятых конкретным участником игры, - показатель его индивидуальных  ошибок.

4-й этап. Лидеры каждой подгруппы  знакомят всех участников с заданной ситуацией (она для каждой группы своя) и вариантами решений. Задача участников блиц-игры  - выбрать лучшею команду, которая нашла большее количество правильных решений.

Предполагаемый результат:

Повышение познавательной активности родителей.

Блиц-игра «Что я знаю об игре ребенка»

Цель. Определить, какие из заданных характеристик соответствуют возрасту ребенка.

Инструкция: цифрой «1» отметить младший возраст, цифрой «2» - старший

Характеристика игры

Индивидуальная оценка

Коллективная оценка

Правильный ответ

Индивидуальная ошибка

Коллективная ошибка

Действия с предметами

1

отражение отношений и взаимоотношений взрослых.

2

Сюжеты бытовые.

1

Тематика игр разнообразная, определяется опосредованным опытом детей.

2

Действия однообразные, часто повторяются. Роли не обозначены.

1

Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.

2

Игры одного содержания повторяются, обогащаются, существуют продолжительное время.

2

Логика, направленность игры определяется ролью.

2

Продолжительность игр увеличивается.

2

Дети в игре отражают быт, труд взрослых, а также яркие события общественной жизни.

2

В игре четко выделяется подготовительный этап распределения ролей, подбор игрового материала, его изготовление.

2

Самостоятельная игра кратковременна. Дети охотно играют со взрослыми.

1

Игры носят совместный характер, объединения устойчивы.

2

В игре дети объединяются по 2-3 человека.

1

Количество детей вовлеченных в игру 5-6 человек.

2

Стимул возникновения игры – игрушка или предмет-заместитель

1

Блиц-игра «Я воспитываю у дошкольников культурно-гигиенические навыки»

Цель: определить в каком возрасте, какие следует решать задачи. 

Инструкция: младшая группа обозначается цифрой 1, средняя-2, старшая-3.

Задачи воспитателя

Индивидуальная оценка

Коллективная оценка

Правильный ответ

Индивидуальная ошибка

Коллективная ошибка

Учить  мыть руки и лицо

Учить самостоятельно мыть руки и лицо

Учить детей самостоятельно умываться. Мыть руки и лицо по мере необходимости.

Развивать самоконтроль при выполнении правил и навыков личной гигиены.

Учить своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок.

Совершенствовать навыки аккуратной еды.

Приучать детей есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу.

Формировать навыки аккуратной еды у детей: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Приучать детей садиться за стол в опрятном виде.

Научит детей одеваться и раздеваться.

Побуждать замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Учить принимать правильное положение за столом и сохранять его.

Приучать правильно пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемногу, есть бесшумно.

Блиц – игра «Изучаю особенности внимания  ребенка»

Инструкция: соотнесите свойства внимания к характеристикам, представленным в таблице Избирательность – 1; Объем - 2; Распределение - 3; Концентрация - 4; Устойчивость - 5; Переключаемость – 6.

Характеристика свойств внимания

Индивидуальная оценка

Коллективная оценка

Правильный ответ

Индивидуальная ошибка

Коллективная ошибка

Способность быстро переходить от одного объекта к другому

6

Настройка на восприятие информации, относящейся к сознательной цели

1

Возможность одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности

3

Число одновременно воспринимаемых объектов

2

Степень сосредоточенности на объекте

4

Длительность концентрации внимания на объекте

5

Методическая справка: внимание – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отключении от других.

Первые признаки внимания у ребенка проявляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения, однако еще долгое время этот процесс не приобретает самостоятельности.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Причем само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

В 4-6 лет ребенок под руководством взрослого овладевает произвольным вниманием. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Взрослые, выстраивая отношения с детьми, руководствуется тремя аксиомами этики: относиться к детям с уважением; любить детей; ребенок имеет право на незнание.

+ В Мои закладки

Литература:

1.Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014г.

2.Зайцева О., Багадаева О., Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО//Дошкольное воспитание, №11, 2016.

3. журнал «Методист»  № 13 от 2014 года

4. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac153.htm

5. Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/11/blits-igra-pedagogicheskaya-kompetentnost-kak-uslovie-effektivnosti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа с родителями ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С.К.Шевченко воспитатель ГППМДОУ ДС ОВ № 38 «Колобок»г.Туапсе МО Туапсинский район...

План работы с родителями старшей группы на 2014-2015 учебный год.(воспитатель Куша) 1 – блок: Педагогическое просвещение родителей.

План работы с родителями старшей группы на 2014-2015 учебный год.(воспитатель Куша)1 – блок: Педагогическое просвещение родителей....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В нашем детском саду одной из форм пропаганды психолого-педагогических знаний стало создание информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты. В ней мы не навязываем своё мнение. Специал...

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».

laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»

Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...

Цикл занятий психолого-педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников

1.Роль семьи в воспитании ребенка2.Психологическая готовность ребенка к школе3.Выстраиваем комфортные взаимоотношения с ребенком4.Решаем проблему школьной дезадаптации.5.Положительные и отрицательные ...