Готовность детей к школе.
консультация (подготовительная группа)

Абдулова Елена  Кисматуллаевна
Консультация для родителей Готовность детей к школе Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе? Каким Вы хотите видеть своего ребёнка? • Здоровым • Культурным • Весёлым • Добрым • Умным • Читающим • Сообразительным Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений,» - так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.). Физическая готовность Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам: определенные параметры веса, роста, окружности груди. Организм ребенка должен быть готов к учебным нагрузкам. Координация движений в соответствии с возрастной нормой Прыгает через скакалку. Попадает мячом в двигающийся объект. Развитие мелкой моторики рук: · держать ручку или карандаш; · проводить четкие линии; · перекладывать мелкие предметы; · складывать лист бумаги. Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: · лепка из глины, пластилина, · закручивание гаек в детском конструкторе, · собирание узоров из мелкой мозаики, · вышивание, · завязывание узелков, · застегивание мелких пуговиц. · игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой. · разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев. Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде Как быть, если ребенок леворукий? Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья: нарушение сна, повышенная возбудимость Сформированность гигиенических умений, навыков самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно: · умываться; · чистить зубы; · мыть руки; · пользоваться туалетом; · одеваться; · застегиваться и завязывать шнурки; · следить за своим внешним видом; · пользоваться столовыми приборами; · убирать за собой посуду; · организовывать рабочее место; · собирать, складывать и убирать свои вещи. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в школе. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации. При наличии каких-либо медицинских отклонений необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения. Психологическая готовность 1.Высокая мотивационная готовность Мотивация может быть внешняя и внутренняя. Внутренняя мотивация Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус. Внешняя мотивация Ориентация на внешнюю школьную атрибутику; Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Рекомендации для родителей 1. Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал. 2. Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу. 3. Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях. Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью. Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок. Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются: умение наблюдать; ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники; умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте; умение дать предметам и их свойствам единое название, может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ); умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку; способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь); способность концентрировать внимание; знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию; понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат); помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом; сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик); устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?); соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 8 см; аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш; рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер; может продолжить орнамент. Рекомендации для родителей — Загадывайте ребенку загадки. — Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы. — Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился. — Разучивайте с ребенком стихи и песенки. — Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. Эмоционально-волевая готовность Важнейшими показателями волевой готовности являются: Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его; проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия; способность оценить результат своего действия; умение управлять своими движениями, вниманием; умение преднамеренно заучивать стихотворение; способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо; способность управлять своими эмоциями и поведением; умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе. Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности. Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!» В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе. Рекомендации для родителей Поощряйте у ребенка умение управлять собой. Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций. Учите ребенка планировать. Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...