Буклет "5 чувств. Занятия по системе Монтессори"
материал

Приглашаем вас отправиться в путешествие по исследованию мира с помощью пяти чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_chuvstv.docx77.96 КБ

Предварительный просмотр:

Большинство ученых склонно считать, что человек может испытывать не один  десяток  чувств. Но в классическом варианте выделают  5 чувств человека:

  • Зрение — способность чувствовать волны излучения.
  • Слух — способность воспринимать и обрабатывать звуки.
  • Обоняние — способность улавливать и распознавать запахи.
  • Осязание — способность чувствовать касания.
  • Вкус — способность различать пищу.

Рассмотрим каждое чувство подробнее.

ОСЯЗАНИЕ

Мария Монтессори считала, что рука служит интеллекту, а осязание – это основная потребность маленьких детей.

Кожа – это орган осязания, особенно чувствительная на руках и кончиках пальцев. Она позволяет обнаружить ощущения, связанные с осязанием: шершавость, тепло, холод, мягкость, влажность, сухость.

Игра «Таинственный мешочек»

Цель – научиться определять предметы по размеру, форме и текстуре без опоры на зрение.

Материалы: небольшие предметы различной структуры.

1. Вытаскивайте по очереди предметы, находящиеся в мешке, и вместе с ребенком называйте каждый из них.

2. Сложите предметы обратно в мешок.

3. Спросите у ребенка, какой предмет он хочет вытащить из мешка.

4. Предложите ему запустить руку в мешочек и поискать желаемый предмет.

5. Продолжайте таким же образом распознавать все предметы, находящиеся в мешке.

СЛУХ

Слух начинает формироваться на четвертом месяце беременности. С этого времени плод слышит биение сердца своей матери и звуки ее кишечника. Постепенно его слух обостряется. Именно уши, органы слуха, позволяют слышать шумы, звуки и тишину.

Игра «Таинственные звуки»

Цель – научиться извлекать звуки из различных предметов.

Материалы: предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты, дары природы.

1. Подготовьте музыкальные инструменты, соберите дома предметы, способные звучать. Найдите в лесу дары природы, из которых можно извлечь различные шумы.

2. Играем в прятки. Взрослый прячется, например, в саду и звенит в колокольчик. Так он направляет ребенка, пока тот его не найдет.

ВКУС

 Вкусовые ощущения появляются у плода также в начале четвертого месяца беременности. Язык – это чувствительный орган вкуса, и его тысячи рецепторов, позволяют различать соленое, сладкое, кислое и горькое.

Игра «Вкусовые баночки»

Цель – познакомиться с основными вкусами и научиться их распознавать.

Материалы: 8 баночек, 8 пипеток, 2 чайные ложки, четыре раствора (сладкий, соленый, горький, кислый), графин с водой, стакан.

1. Поставьте на стол перед ребенком первый поднос с четырьмя банками.

2. Используя пипетку, капните каплю из первой бутылочки на чайную ложку и попробуйте на вкус.

3. Затем капните из этой же бутылочки на другую ложечку и попросите вашего ребенка попробовать. Затем спросите его, как это на вкус. Если ребенок затрудняется с определением, назовите сами.

4. Проделайте то же самое с другими вкусовыми баночками.

5. Поставьте на стол второй поднос.

6. Предложите вашему ребенку составить пары баночек с одинаковыми вкусами. Сначала покажите, как это сделать. Поясните ребенку, что можно пробовать по очереди растворы из баночек, сравнивая с той, что вы пробовали первой.

7. Подобранные пары оставляйте в сторону, чтобы не запутаться.

8. Если у вашего малыша возникнут трудности по распознаванию вкуса, помогите ему.

ОБОНЯНИЕ

Обонятельная система действует благодаря носу и ноздрям. Эмбрион особенно чувствителен к запаху своей матери, который вызывает у него приятные чувства.

Игра «Охота» за запахами

Цель – научиться определять источники запахов, уметь выражать словами свои ощущения.

Материалы: душистые вещества, фотоаппарат, лист белой бумаги, клей, этикетки.

  1. Отправьтесь с ребенком на прииски новых запахов.
  2. Как только вы обнаружите интересный запах, назовите предмет, от которого он исходит. Дайте его почувствовать ребенку, при этом он может закрывать глаза. Сделайте фотографию предмета.
  3. Затем создайте коллекцию запахов. Для этого на лист белой бумаги приклейте различные фотографии, а сверху – этикетки с надписями. Затем завяжите ребенку повязкой глаза и попросите его рассказать, с чем у него ассоциируется тот или иной запах.

ЗРЕНИЕ

Благодаря свету наши глаза могут различать черное и белое, цвета и формы.

Цель зрения – сопровождать систему визуального восприятия детей для того, чтобы научить их тому, что видеть это не то же самое, что смотреть.

Игра «Оптическая иллюзия»

Цель – распознавать оптические иллюзии.

Материалы: 20 помидоров черри, 150 гр. сахара, разноцветная сахарная посыпка, 20 зубочисток.

  1. Растопите сахар в кастрюле до коричневого цвета, чтобы получилась карамель.
  2. Наколите каждую помидорку на зубочистку.
  3. Затем обмакните их в карамели и обваляйте в сахарной посыпке.
  4. Предложите ребенку попробовать приготовленное блюдо, а затем спросите:

- «Как ты думаешь, что это такое?»;

- «Из чего оно сделано?»;

- «Какое оно по вкусу?»;

- «Что тебе напоминает по внешнему виду?».

5.  После этого объясните ему, что это называется оптической иллюзией.

МБДОУ «Детский сад «Пукане»

г. Ядрина

H:\2023-12-05-19-25-28.jpg

Разработал:

Педагог-психолог

Данилова С. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по системе Монтессори не требуют игрушек.

Занятия по системе Монтессори не требуют игрушек. Пособиями здесь могут стать обычные домашние вещи: пузырьки и губки, миски, салатники и кастрюли, терки, щетки, пуговицы, бусины….Многие развивающие м...

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...

Консультация для родителей "Система Монтессори"

Консультация для родителей "Система Монтессори" в средней группе ДОУ...

Семинар - практикум «Педагогическая система Монтессори: основополагающие принципы и задачи»

Особенности гуманистической педагогики М. Монтессори, обучение посредством классического материала и роли педагога в её системе....

Перспективное планирование подгрупповых занятий по системе М.Монтессори.

Планирование  занятий для детей с особыми образовательными потребностями...

Занятия по системе Монтессори детей 2-3 лет

Дети 2-3 лет уже способны работать самостоятельно при небольшом участии взрослого, если потребуется. Они тянутся к коллективу ровесников, легко учатся друг у друга и копируют действия взрослых. Двухле...