Консультация "Нравственно – волевая подготовка детей к школе"
консультация

Хабарова Кристина Анатольевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volevaya_podgotovka_detey_k_shkole.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно – волевая подготовка детей к школе.

    В настоящее время проблема подготовки ребёнка к школе является наиболее актуальной: придя в школу, ребёнок должен иметь навыки чтения, письма и счета. А также уметь общаться, слушать, слышать и понимать.
    Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, эгоизма.
  Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Родителей волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают значения.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребёнка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребёнка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольников. Для дошкольников наиболее предпочтительны игры, направленные на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, логического мышления, внимания, воображения. Ребёнок мыслит образами, поэтому развитие ребёнка идёт через игры: ролевые, сюжетные. Очень важно использовать атрибуты, чтобы ребёнок вжился в роль, прочувствовал её. Внутренний мир ребёнка очень красивый, он верит в чудеса, во все красивое, прекрасное – главное это в нем открыть.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.


Выделяются разные виды готовности к школе:

1. Психологическая готовность.

2. Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений

3. Специальная готовность: умение читать, считать, писать

4. Умение логически мыслить.

5. Развитие мелкой моторики руки.


Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.


Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

• способность управлять своим поведением

• умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

• стремление преодолевать трудности

• стремление к достижению результата своей деятельности.


Какими качествами должен обладать будущий первоклассник (это нравственно-волевые качества):

• настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность внимание

• любознательность и т.д.


От этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.


Важная задача перед родителями
 – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.


Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.


Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.


Одна из важнейших задач подготовки детей к школе
 – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Ежегодно в 15 гимназии проходит семинар по проблеме преемственности детского сада и школы и учителя выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегулиции.


И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.


Советы родителям:


Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца


Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.


По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать


Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.


Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Основные показатели нравственно-волевой подготовленности ребенка к школе

1.  Наличие желания и умения внимательно выслушать задание, просьбу взрослого и сосредоточенно, ответственно выполнять их, ориентируясь на те способы, которые указал взрослый, на собственные знания и умения (в быту, на занятиях, в труде и игре).

2.   Эмоционально-осознанные отношения и поведение со сверстниками, взрослыми на основе уже известных норм и правил: при выполнении порученного дела, задания ребенок стремится выполнить его как можно лучше: быть в общении с окружающими доброжелательным, вежливым и т. п.

3.  Наличие не только важных лично для ребенка, но и положительных общественно-значимых мотивов; проявление инициативы с целью их реализации (ребенок хочет сделать что-то приятное, полезное для другого; сообщает об этом, просит помочь при необходимости).

4.   Стремление и определенное умение решать задачи в условиях различных по характеру целей: близких и отдаленных; важных для самого ребенка, для других — сверстников, родителей, воспитателей (единовременно выполняет задание, просьбу; работает несколько дней, «не теряя цель», и добивается нужного: заканчивает рисунок, поделку).

5.  Способность преодолевать трудности при реализации цели: поиск ребенком .способов решения возникшей проблемы (не в ущерб окружающим), наличие «борьбы» мотивов, выбор правильного пути; умение избегать затруднений в воображаемом плане, выраженном словесно; реальное преодоление трудностей, благодаря чему осуществляется в итоге поставленная задача.

6.  Умение достаточно верно оценить поведение товарищей и свое собственное (самооценка).

7.  Устойчивость нравственно-волевого поведения ребенка в разных условиях: обычных, измененных, новых (например, в детском саду на фронтальных занятиях, в условиях неформального общения, дома и во дворе, в гостях)...

8.  Стремление и определенное умение ребенка старшего дошкольного возраста преодолевать дурное влияние (не. поддаваться ему, воздействовать в свою очередь положительно на сверстника).

Разнообразный труд ребенка старшего дошкольного возраста, в том числе некоторые его виды, связанные с игрой, — важнейшее средство нравственно-волевого воспитания. Дело в том, что даже детский труд имеет реальный конечный результат, реальный продукт: игрушки были разбросаны, но он их привел в порядок; земля в цветочных горшках сухая, листья запылились, а по мере выполненной им работы все выглядит иначе. Труд не игра, которую можно и не закончить (ее завершение определяется не объективными показателями, а желанием, волей самого ребенка). Чтобы добиться реализации поставленной цели, выполнить поручение взрослого, что-то смастерить, нужны усилия, нужно преодолевать трудности, Что-то исправлять, переделывать. Продукт труда должен быть добротным, эстетически приятным.

 http://www.medn.ru/m/forum/topic/topic7707.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно - волевая подготовка детей к школе в семье"

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе - нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять ег...

"Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье" - родительское собрание

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Поэтому очень важно помочь ему в этом....

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье

О подготовке ребенка к школе в условиях семьи...

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье Рекомендации для родителей Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе - нелегкий труд, к которому ребенок должен ...

Консультация для родителей «Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20  городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...

Консультация для родителей «Нравственно-волевая подготовка детей к школе»

Ко времени поступления в школу ребенок уже , как правило, и физически, и психологически готов к систематическому обучению в школе. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объек...