Речевое развитие в раннем возрасте
консультация (младшая группа)

Суворова Наталья Александровна
  • Развитие речи в раннем возрасте
    Овладение речью-революция в жизни маленького человечка.  Речь перестраивает все психические процессы-восприятие, память, мышление, воображение. Первоначальная функция речи-коммуникативная, ведь речь-это прежде всего средство общения: высказывание и понимание.Слово является средством, с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку.
    Развитие речи самым непосредственным образом связано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга: мышление и речь развиваются независимо друг от друга: мышление существует в форме манипуляций  предметами и предметных действий, речь- в форме лепетного говорения, эмоциональных взглядов, жестов. Ещё не владея речью, малыш изучает мир, воспринимая его объекты при помощи органов чувств-зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
    Владение речью позволяет ребенку выполнять речевую инструкцию взрослого. При выполнении речевой инструкции действия ребенка становятся произвольными, в их основе лежат уже не собственные желания и потребности и не требования непосредственной ситуации-действия по словесной инструкции взрослого становится способом овладения своим поведением с помощью речевых знаков. 
    Очень важно учить ребенка выполнять речевую инструкцию. Ведь то, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, завтра он сможет выполнить ответ на приказ самому себе, сформированный в плане собственной внутренней речи. Можно говорить о том, что выполнение речевых инструкций взрослого - это первая форма производного поведения ребенка. 
    Являясь высшей психической функцией, речь также регулирует другие высшие психические функции- восприятие, память, мышление, воображение.
     Тема раннего развития детей очень популярна, ведь учеными доказано, что в раннем возрасте многие психические функции развиваются  наилучшим образом. А развитие речи-наиважнейшее направление раннего развития малыша!
    Грамотная, чёткая, чистая речи ребёнка- это не дар, она приобретается благодаря совместным усилием родителей и других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
    Если ребенок живет в развивающей языковой среде, он начинает бегло говорить уже к трем годам, независимо от уровня общего интеллекта.
    Первый год жизни ребёнка, особенно второе полугодие — это довербальный, под-готовительный период в развитии речи. Именно в этот период у ребёнка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса, выделение их среди звуков физических объектов. На этом этапе речь заменяют эмоциональные проявления, мимика, позы, жесты, вокализации и другие невербальные средства. 
    МЕЖДУ довербальным периодом (1-й год жизни) и началом общения при помощи человеческой речи (на 3-м году жизни) имеет место удивительный этап: ребёнок на-чинает говорить, но это не родной общепринятый язык, а какой-то свой собствен-ный, детский. В детской психологии этот период называют этапом «автономной детской речи». На этом этапе ребёнок говорит на своеобразном языке, который весьма отдалённо напоминает язык взрослых. Этот детский язык отличается от взрослого не только фонетикой (звучанием слов), но и смыслом (значением слов).
     
    Ч.Дарвином и часто цитируемый для иллюстрации этого феномена: мальчик однажды увидел утку, плавающую в пруду, стал называть её «уа». Эти звуки производились ребёнком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую в воде. Затем мальчик стал называть такими же звуками молоко, пролитое на столе, лужу, всякую жидкость в стакане и даже молоко в бутылочке. Однажды ребёнок играл старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа». Наконец, все маленькие, круглые блестящие предметы (пуговицы, медали, монеты) стали называться «уа». 
     
    Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребёнка. В этот период нельзя сказать, есть у ребёнка речь или нет: у него нет речи во «взрослом» смысле слова, и в то же время он уже говорит. Поэтому близкие ребёнка с таким нетерпе-нием ждут наступления следующего этапа развития речи — появления первых на-стоящих слов.Примерно во второй половине второго года жизни ребёнка происходит чрезвы-чайное событие — он начинает говорить! Такой «речевой взрыв» проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. 
     
    Третий год жизни знаменует новый этап в развитии речи ребёнка — появле-ние первых словесных сочетаний. Эти первые фразы либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребёнка, на что указывает их оригинальный характер («акой бибику, я туда сядь» — открой машину, я туда сяду; «мама, ниска титать» — мама, почитай книжку). Основным содержанием этого этапа развития речи малыша становится усвоение грамматической структуры предложения.На третьем году жизни резко возрастает речевая активность ребёнка, что проявляется в следующем:• Расширяется круг речевого общения малыша. Он говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с малознакомыми людьми, начинает обращаться к свер-стникам.• Повышается речевая активность во время игр. Собственная речь ребёнка часто сопровождает его предметные действия.• Возрастает интерес ребёнка к речи взрослых. Ребёнок не только понимает обращённую к нему речь, но и прислушивается к словам, которые к нему не об-ращены, ребёнок с удовольствием слушает простые стихи и сказки, запоминает их и повторяет. 
     
    Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. Особенно продуктивным и важным в этом плане возрастным этапом является период раннего возраста от 1 года до 3 лет, который мы и рассматриваем в нашей книге. В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка, его словарь увеличивается примерно до 800-1000 слов.Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Не забывайте, что возраст появления речевых новообразований и их содержание являются примерными, а не строго обязательными, ведь все дети разные и необходимо учитывать индивидуальные особенности и разный темп развития.Эта таблица приводится здесь не для жёсткой оценки ребёнка и уровня его развития, а лишь чтобы дать возможность приблизительно ориентироваться в сроках и последовательности развития форм речи, что может быть особенно полезно для молодых родителей и начинающих педагогов. В реальной жизненной ситуации эти параметры могут значительно варьировать в зависимости от социальной и психологической ситуации развития ребёнка, его индивидуальных особенностей, пола и других факторов. 
     
    Речевое проявление ребенка 
    Возраст проявления
    Малыш интонирует крики- вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия.
    1-2 мес.
    Гуканье, гуление - ребенок повторяет за вами и самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними.
    1,5-3 мес.
     Лепет- ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов. Ребенок больше реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
    4-5 мес.
    Лепетные слова — ребёнок использует в речи «язык няни»: слова состоят из двух-трёх открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.). Появляется реакция на сами слова вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации. Развивается ситуационная речь ребёнка, одни и те же слова могут иметь разный смысл в зависимости от обстановки. 
    8мес.-1 год.4 мес.
    Двусловные фразы — ребёнок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: «дай пи» («дай пить»), «папа нет» («папы нет дома») и т.п.Мозг максимально готов усвоить слова и правила их сложения во фразы.Ребёнок часто путает звуки и искажает их. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если к 2,5 годам ребёнок не строит фраз, необходимо обратиться к логопеду! 
    1 год 6 мес.- 2 года 2 мес.
     Активный рост словаря (к 3 годам ребёнок уже знает от 300 до 1000 слов) — ребёнок спрашивает, как это называется. Это период усиленного развития понимания речи взрослых. Слова носят уже обобщённый, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объём речи для подражания. 
    1 год 9 мес.-2 года 6 мес.
    Появление грамматических форм слова — ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др. 
    2 года 4 мес.- 3 года 6 мес.
    Словотворчество — ребёнок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка. 
    2 года 6 мес. - 3 года-5 мес.
    Ребёнок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят ещё каким-то делом.  
    2 года 6 мес. - 3 года 6 мес. 
     
    Если вы обнаружили, что речевое развитие вашего ребёнка не соответствует приведённым данным, не спешите волноваться и бить тревогу. Возможно, ваш ребёнок является исключением из правил.Ранняя коррекция обычно помогает скорректировать отставание или искажения в речевом развитии малыша. Однако, если даже при проведении специально организованных занятий, которые предлагаются в этой книге, речь ребёнка очень сильно отличается от речи его сверстников (задержка или искажения в развитии речи), необходимо обратиться за помощью к специалисту. 
     
    К 3-4 годам речь ребёнка уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.
    По мере того как произносительные возможности ребёнка будут разви-ваться, он сам начнёт переходить к более сложным формам слов, отказываясь от по-добных звукокомплексов. И мы тоже должны будем от них отказаться и начать разговаривать с подросшим малышом на нормальном «взрослом» языке.
     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_v_rannem_vozraste.docx10.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в раннем возрасте

Овладение речью-революция в жизни маленького человечка.  Речь перестраивает все психические процессы-восприятие, память, мышление, воображение. Первоначальная функция речи-коммуникативная, ведь речь-это прежде всего средство общения: высказывание и понимание.Слово является средством, с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку.

Развитие речи самым непосредственным образом связано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга: мышление и речь развиваются независимо друг от друга: мышление существует в форме манипуляций  предметами и предметных действий, речь- в форме лепетного говорения, эмоциональных взглядов, жестов. Ещё не владея речью, малыш изучает мир, воспринимая его объекты при помощи органов чувств-зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Владение речью позволяет ребенку выполнять речевую инструкцию взрослого. При выполнении речевой инструкции действия ребенка становятся произвольными, в их основе лежат уже не собственные желания и потребности и не требования непосредственной ситуации-действия по словесной инструкции взрослого становится способом овладения своим поведением с помощью речевых знаков.

Очень важно учить ребенка выполнять речевую инструкцию. Ведь то, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, завтра он сможет выполнить ответ на приказ самому себе, сформированный в плане собственной внутренней речи. Можно говорить о том, что выполнение речевых инструкций взрослого - это первая форма производного поведения ребенка.

Являясь высшей психической функцией, речь также регулирует другие высшие психические функции- восприятие, память, мышление, воображение.

 Тема раннего развития детей очень популярна, ведь учеными доказано, что в раннем возрасте многие психические функции развиваются  наилучшим образом. А развитие речи-наиважнейшее направление раннего развития малыша!

Грамотная, чёткая, чистая речи ребёнка- это не дар, она приобретается благодаря совместным усилием родителей и других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.

Если ребенок живет в развивающей языковой среде, он начинает бегло говорить уже к трем годам, независимо от уровня общего интеллекта.

Первый год жизни ребёнка, особенно второе полугодие — это довербальный, под-готовительный период в развитии речи. Именно в этот период у ребёнка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса, выделение их среди звуков физических объектов. На этом этапе речь заменяют эмоциональные проявления, мимика, позы, жесты, вокализации и другие невербальные средства. 

МЕЖДУ довербальным периодом (1-й год жизни) и началом общения при помощи человеческой речи (на 3-м году жизни) имеет место удивительный этап: ребёнок на-чинает говорить, но это не родной общепринятый язык, а какой-то свой собствен-ный, детский. В детской психологии этот период называют этапом «автономной детской речи». На этом этапе ребёнок говорит на своеобразном языке, который весьма отдалённо напоминает язык взрослых. Этот детский язык отличается от взрослого не только фонетикой (звучанием слов), но и смыслом (значением слов).

Ч.Дарвином и часто цитируемый для иллюстрации этого феномена: мальчик однажды увидел утку, плавающую в пруду, стал называть её «уа». Эти звуки производились ребёнком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую в воде. Затем мальчик стал называть такими же звуками молоко, пролитое на столе, лужу, всякую жидкость в стакане и даже молоко в бутылочке. Однажды ребёнок играл старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа». Наконец, все маленькие, круглые блестящие предметы (пуговицы, медали, монеты) стали называться «уа». 

Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребёнка. В этот период нельзя сказать, есть у ребёнка речь или нет: у него нет речи во «взрослом» смысле слова, и в то же время он уже говорит. Поэтому близкие ребёнка с таким нетерпе-нием ждут наступления следующего этапа развития речи — появления первых на-стоящих слов.

Примерно во второй половине второго года жизни ребёнка происходит чрезвы-чайное событие — он начинает говорить! Такой «речевой взрыв» проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи.

Третий год жизни знаменует новый этап в развитии речи ребёнка — появле-ние первых словесных сочетаний. Эти первые фразы либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребёнка, на что указывает их оригинальный характер («акой бибику, я туда сядь» — открой машину, я туда сяду; «мама, ниска титать» — мама, почитай книжку). Основным содержанием этого этапа развития речи малыша становится усвоение грамматической структуры предложения.
На третьем году жизни резко возрастает речевая активность ребёнка, что проявляется в следующем:
• Расширяется круг речевого общения малыша. Он говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с малознакомыми людьми, начинает обращаться к свер-стникам.
• Повышается речевая активность во время игр. Собственная речь ребёнка часто сопровождает его предметные действия.
• Возрастает интерес ребёнка к речи взрослых. Ребёнок не только понимает обращённую к нему речь, но и прислушивается к словам, которые к нему не об-ращены, ребёнок с удовольствием слушает простые стихи и сказки, запоминает их и повторяет.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. Особенно продуктивным и важным в этом плане возрастным этапом является период раннего возраста от 1 года до 3 лет, который мы и рассматриваем в нашей книге. В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка, его словарь увеличивается примерно до 800-1000 слов.
Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Не забывайте, что возраст появления речевых новообразований и их содержание являются примерными, а не строго обязательными, ведь все дети разные и необходимо учитывать индивидуальные особенности и разный темп развития.
Эта таблица приводится здесь не для жёсткой оценки ребёнка и уровня его развития, а лишь чтобы дать возможность приблизительно ориентироваться в сроках и последовательности развития форм речи, что может быть особенно полезно для молодых родителей и начинающих педагогов. В реальной жизненной ситуации эти параметры могут значительно варьировать в зависимости от социальной и психологической ситуации развития ребёнка, его индивидуальных особенностей, пола и других факторов.

Речевое проявление ребенка

Возраст проявления

Малыш интонирует крики- вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия.

1-2 мес.

Гуканье, гуление - ребенок повторяет за вами и самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними.

1,5-3 мес.

 Лепет- ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов. Ребенок больше реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

4-5 мес.

Лепетные слова — ребёнок использует в речи «язык няни»: слова состоят из двух-трёх открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.). Появляется реакция на сами слова вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации. Развивается ситуационная речь ребёнка, одни и те же слова могут иметь разный смысл в зависимости от обстановки. 

8мес.-1 год.4 мес.

Двусловные фразы — ребёнок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: «дай пи» («дай пить»), «папа нет» («папы нет дома») и т.п.
Мозг максимально готов усвоить слова и правила их сложения во фразы.
Ребёнок часто путает звуки и искажает их. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если к 2,5 годам ребёнок не строит фраз, необходимо обратиться к логопеду!

1 год 6 мес.- 2 года 2 мес.

 Активный рост словаря (к 3 годам ребёнок уже знает от 300 до 1000 слов) — ребёнок спрашивает, как это называется. Это период усиленного развития понимания речи взрослых. Слова носят уже обобщённый, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объём речи для подражания. 

1 год 9 мес.-2 года 6 мес.

Появление грамматических форм слова — ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др. 

2 года 4 мес.- 3 года 6 мес.

Словотворчество — ребёнок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка. 

2 года 6 мес. - 3 года-5 мес.

Ребёнок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят ещё каким-то делом. 

2 года 6 мес. - 3 года 6 мес.

Если вы обнаружили, что речевое развитие вашего ребёнка не соответствует приведённым данным, не спешите волноваться и бить тревогу. Возможно, ваш ребёнок является исключением из правил.
Ранняя коррекция обычно помогает скорректировать отставание или искажения в речевом развитии малыша. Однако, если даже при проведении специально организованных занятий, которые предлагаются в этой книге, речь ребёнка очень сильно отличается от речи его сверстников (задержка или искажения в развитии речи), необходимо обратиться за помощью к специалисту.

К 3-4 годам речь ребёнка уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.

По мере того как произносительные возможности ребёнка будут разви-ваться, он сам начнёт переходить к более сложным формам слов, отказываясь от по-добных звукокомплексов. И мы тоже должны будем от них отказаться и начать разговаривать с подросшим малышом на нормальном «взрослом» языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...