«Сенсорное развитие дошкольников в различных видах детской деятельности»
материал
Сенсорное развитие детей начинается с раннего возравста, и важная роль в нем отводится родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие дошкольников в различных видах детской деятельности»
Чувственное восприятие раскрашивает нашу жизнь яркими красками – без музыки, вкусов, ароматов и прикосновений она была бы тусклой. Сенсорное развитие детей начинается с раннего возраста, и важная роль в нем отводится родителям.
Сенсорное развитие – это процесс взаимодействия органов чувств ребенка с окружающим миром, в результате которого формируется его понимание собственных ощущений. Так дети учатся получать информацию о среде вокруг них и правильно ее трактовать. Например, ребенок слышит звуки, и постепенно начинает идентифицировать их как музыку, голос или шум. Или ощущает что-то тактильно, и понимает: это мамина рука, а это капли дождя, а вот сейчас я глажу кошку. Аналогично это происходит со вкусами, запахами и визуальными объектами.
Чтобы этот процесс протекал эффективно, а сам ребенок не испытывал дискомфорта от чрезмерной нагрузки, рекомендуется развивать сенсорные умения постепенно – лучше всего в игровой форме. При этом важно задействовать все органы чувств с разных сторон. Например, для слуховой стимуляции пойте ребенку песенки, разговаривайте с ним, включайте ему музыку и иногда мультфильмы, используйте в играх голос. Так он получает и узконаправленный опыт взаимодействия со звуками и знакомится с комплексным чувственным познанием. То же самое касается других каналов сенсорного восприятия: зрения, обоняния, осязания, вкуса и положения тела в пространстве.
Существует 4 системы чувственного восприятия.
1. Осязание (тактильное восприятие). Тренируется путем прикосновения руками и другими частями тела к различным предметам/поверхностям.
Как развивать:
- давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик);
- одевать в одежду из разных по текстуре и плотности тканей. Обращать внимание ребенка на различия в тканях, просить оценить уровень комфорта и описать ощущения от той или иной одежды;
- делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках, массажеры, кремы, масла);
- рисовать пальцами или кисточкой по телу. Позволить ребенку измазать себя специальными нетоксичными водорастворимыми красками, а потом смыть их в ванной;
- развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви, сенсорные коврики (пришитые каштаны, галька, бусины).
2. Зрение. Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках. Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и периодическая смена обстановки.
Как развивать:
- много путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна, железная дорога и т. д.;
- окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие полутонов (например, отличать бирюзовый от светло-голубого);
давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных. Показывать художественные произведения, фотографии. Количество деталей и замысловатость сюжетов должны идти по нарастающей. Условно, двухлетке — арбуз, пятилетке — Айвазовского; - учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах;
- тренировать глазомер — как далеко находится тот или иной предмет. Продемонстрировать расстояние можно шагами, а потом попросить ребенка посчитать в уме примерное количество шагов до выбранного предмета.
3. Обоняние и вкус. Рацион малыша первых месяцев жизни не отличается разнообразием, поэтому развитие вкусовых ощущений начинается с первым прикормом — примерно в 6 мес. Запахи же младенцы различают с первых минут жизни. Важно следить за чистотой воздуха в комнате малыша.
Как развивать:
- побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен запахами цветущих растений;
- пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла, выпечки и пр.;
- вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами;
- объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое, жирное/нежирное;
- соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны: малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.;
- давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов: булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная.
4. Слух. Данный вид сенсорного восприятия начинает формироваться в утробе, поэтому тренировки можно начинать еще в период беременности. Говорить с малышом в животике, включать приятную музыку, избегать неприятных, громких звуков.
Как развивать:
- говорить с малышом разными голосами — менять тембр в зависимости от настроения, ситуации;
- читать сказки, имитируя говор персонажей;
- включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная;
петь колыбельные; - во время инцидентов (ребенок упал, заболел) успокаивать голосом;
- познакомить ребенка с музыкальными инструментами, купить ему интерактивные звуковые игрушки;
- продемонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об терку, расческа о волосы, веник об пол и пр.;
- учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литератур...
Семинар-практикум на тему: "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"
quot;Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"...
Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»
игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существен...
Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»
Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»...
Консультации для воспитателей. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Консультации для воспитателей.«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»...
ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности
Одной из состовляющих образовательной области является формирование элементарных математических представлений дошкольноков. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного ...