«Влияниестиля семейного воспитания на речевое развитие ребенка дошкольного возраста»
консультация

Романовская Анна Сергеевна

Практикум с применением игротренинга.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.

Семейные отношения, детско – родительские отношения – это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения всех членов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrotrening.docx133.04 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум с применением игротренинга.

Тема: «Влияниестиля семейного воспитания на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» 

Педагог-психолог Романовская А.С.                                                                 

Цель:

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на речевое  развитие  детей;

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Психолог, родители.

Оборудование для проведения мероприятия:  Бейджики и фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч.

План проведения.

1. Вступительная часть.

2.Тренинговая часть для родителей «Влияниестиля семейного воспитания на речевое развитие ребенка дошкольного возраста»

3.Игротренинг для детей, родителей, воспитателей «Развиваем речь ребенка дошкольного возраста».

3. Заключительная часть.

Подготовительная работа:

- разработка памяток для родителей.

Ход мероприятия.

1.     Вступительная часть.

Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.Чтобы почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру«Имена».Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый.

Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.

 Упражнение «Бумажный человек» возьмите чистый лист бумаги и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек. Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!","Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д. После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули...  Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.

Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...

И понаблюдайте в процессе вот за чем:

1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?

2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?

3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?

4)На какие действия теперь способен ваш человечек?

Психолог: это упражнение наглядно показывает, как наши слова, приемы  и стиль воспитания влияют на личность ребенка, на его эмоциональное, познавательное, речевое развитие. Самые большие комплексы у детей формируют их родители! Все мы родом из детства и нам, Родителям проще, чем нашим детям, ведь мы уже были маленькими, а они взрослыми – нет. Наш мозг так хитро устроен, что к сожалению мы лучше запоминаем  плохое, вернее самые яркие моменты в нашей жизни но зачастую самый яркий след оставляют трудные моменты. Если я попрошу Вас вспомнить самые первые воспоминания из детства, то большинство из вас назовут что то плохое, либо это будет утрата кого – либо из близких, либо наказания (злую воспитательницу, маму) и т.д. Поэтому главная наша задача, растить здоровых (в физическом и психологическом смысле) детей, чем лечить потоп «ломанных» взрослых.

2. Тренинг с родителями «Влияниестиля семейного воспитания на речевое развитие ребенка дошкольного возраста»

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.

Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим напряжением взрослых и детей, эмоционально неуравновешенная, формирует детей неуживчивых, истериков или запуганных, мрачных людей.

Семейные отношения, детско – родительские отношения – это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения всех членов и включают в себя:

- доверие;

- сопереживание;

- принятие;

- умение выслушивать;

- эмоциональные потребности.

Существует несколько основных типов воспитания ребенка. Для того чтобы узнать о этих типах и как они влияют на развитие ребенка предлагаю поработать всем вместе. Я вам раздаю таблички с названием основных типов воспитания. Это авторитарный, гиперопекающий тип, попустительский и демократический. Разложите их пожалуйста в линию. Теперь я раздам вам описания, характерные для того или иного типа воспитания (Каждая характеристика на отдельной карточке). Ваша задача разложить эти характеристики под названием того типа воспитания, которому они по вашему мнению соответствуют.

После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение

А теперь давайте вместе посмотрим, как влияют эти типы воспитания на развитии ребенка. Психолог раздает каждой группе выписанные на отдельных листочках последствия, которые могут возникнуть при данных типах воспитания.

Здесь описаны возможные последствия воспитания по эти типам. Вам нужно подумать и разложить описанные явления к тому типу, который может повлиять на их возникновение.

После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение.

Ну и теперь вопрос: какой стиль воспитания, по вашему мнению, наиболее благоприятный? Демократический. Но конечно он может показаться сложнее, так как нужно придумывать способы договориться, взаимодействовать с ребенком. Вот это основные стили воспитания.

Авторитарный тип - чрезмерная требовательность, придирчивость.

Характеристики, проявления:

•родителями навязывается свое мнение ребенку.

•«подавление» ребенка

•вечные указания, напоминания, советы

•ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

Возможные последствия:

• снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

• может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

• Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

• при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

• вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Мотивы поведения родителей

• На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.

• Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.

Гиперопекающий тип

Характеристики, проявления:

• родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .

• ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

• к ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

• до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.

Возможные последствия:

• способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

• в критических случаях — пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

•ребенок будет малоадаптирован к взрослой жизни

•инфантильно-потребительское отношение к миру

•болезненное реагирование на любые требования и ограничения

•будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

•сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

•у ребенка возникает задержка в развитии навыков.

•ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.

Мотивы поведения родителей

•такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.

Гипоопекающий (попустительский) тип

Характеристики, проявления:

•родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

•ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

•может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

Возможные последствия:

•отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

•у ребенка ощущение ненужности, что его не любят

Мотивы поведения родителей

Так могут вести себя родители которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;

Демократический тип

Характеристики, проявления:

•родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

•ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

•родитель участвует во взрослении ребенка.

Возможные последствия:

•ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

•ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

•самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

5. Тест «Стратегии семейного воспитания»

Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

- Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

- Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

- Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

- Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

- Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

- Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

- Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

- Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

- Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

- Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка и интерпретация результатов

Стиль поведения Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б

авторитарный АА Г В Б ББ А АА

либеральный В Б ББ А А Г В ВВ

индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Индифферентный стиль.Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

Методика «Цветок».

Цель – выявление отношений матери и ребенка.Задание: нарисуйте своего ребенка в виде растения.

Интерпретация.

Цветок, прикрепленный корнями к земле – самостоятельность, умение адаптироваться в жизни, независимость, автономность.

Растение в горшке – (лучшая адаптация, чем в вазе) эмоциональный симбиоз в отношениях с ребенком, зависимость.

Все дети изображены одинаковыми растениями – неумение увидеть индивидуальность в каждом ребенке.

Кактус – отверженность.

Листки – способность общаться.

Растение с плодами – ребенок выполняет родительские функции, неготовность мамы взять на себя роль родителя или родитель стремится в воспитании сразу увидеть результат (плод).

Хвойное растение – проблемы в общении.

Цветок – радость, связанная с ребенком.

Ствол цветка, дерева – Эго (опора, сознание, стержень).

Растение в пустыне – сложность выживания в семейной атмосфере.

Растение на лугу – хорошая адаптация или мечты о ней.

Растение на обочине дороги – опасность.

Земля зеленая, коричневая – материнство.

Роза – проблемы в отношениях.

Солнце – чувство к себе.

Нереальный цветок – неосознанность своей материнской роли.

Нераскрывшийся цветок – ребенок еще не приносит радости матери.

Грядка – трудно в социуме, нужна «подпидка» постоянно.

Взрослого ребенка рисуют маленьким цветком – слабая адаптация в социуме, инфантильность, мама не чувствует возрастной потребности ребенка.

Количество листьев – удовлетворенность общением матери и ребенка.

Растение-дерево – высокие требования к ребенку, не учитываются возрастные потребности с ребенком.

Мягкие листочки – гибкость в общении, удовлетворенность в общении.

7. Социокультурный тренинг «Дом»

- Мы все знаем, как строится дом. С чего начинают строить дом? (ответы родителей)

Фундамент дома, это его крепкая его основа. Ваше мнение

- Что вы положите в основу вашего дома, семьи. (ответы родителей)

Вывод: На фундаменте нарисованного дома на доске записывают слова

- любовь

- взаимоуважение

- помощь близким

Подумайте и запишите 2-3 правила, которые соблюдают все члены семьи в вашем доме, в вашей семье.

1. Забота друг о друге.

2. Жить дружно.

3. Уметь хорошо работать и отдыхать.

Эти правила записывают на крыше дома. Есть у дома фундамент и крыша, но наш дом пустой. Чего же не хватает?

- Без чего нет семьи, дома? (без детей и родителей)

Наш дом построен из кирпичиков. На каждом кирпичике написано то, что необходимо для создания крепкой и счастливой семьи (счастье, любовь, уважение, деньги, связи, терпение, опора, ссоры, взаимопонимание

-Какие качества должны обогревать наш дом?

• тепло,

• доброжелательность,

• обновление,

• радость,

• юмор и т. д.

Слова записываются на лучах солнца.

Недаром говорят «Вся семья вместе- так и душа на месте)

Вывод-совет для родителей: Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, к тем четырём стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А всё-таки как хорошо у нас дома».

3.     Игротренинг с детьми, родителями, воспитателями.

 

Психолог: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное      высказывание  В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.

Давайте все вместе потренируемся.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.  Игра называется  «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать  природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба,  или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.

Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.

Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.

Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он  включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование  определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук  ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой  мозга, речевых и двигательных центров.

Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года» Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.

Если солнце пригревает,                           Пальцами обеих рук поглаживают лоб

В небе ласточка летает,                            от середины к верхней части ушей.

Стало сухо и тепло,                                   Поглаживают щеки от середины к

Значит лето к нам пришло.                       мочкам ушей.

 

Если дождь стучит по крыше,                   Постукивают кончиками пальцев от

То сильней, то тише, тише,                        середины лба к верхней части ушей.

Землю всю листва укрыла,                         Постукивают кончиками пальцев от

Значит осень наступила.                             середины подбородка к мочкам ушей.

Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.

Также можно использовать различного вида массажеры.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

Игра «Скажи наоборот».  Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

Игра «Цепочка слов».  Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).

Игра «Назови одним словом».  Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летает - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плывет - кораблик, рыба, утка; прыгает-лягушка,кузнечик, кенгуру; ездиет- машина,поезд,автобус,велосипед)

Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

Речевые игры: 1.»Вьюга»(показать картинку,на которой нарисована вьюга)

«вьюга начинается»- ребенок тихо говорит У-У-У…,по сигналу:»Сильная вьюга»- говорит громче. По сигналу-«вьюга кончилась» - замолкает.

2.»Насос» Предложить ребенку взять насос и накачать велосипедные шины.Ребенок,подражая действию насоса,произносит звук С-С-С…

Можно использовать шутливые фразы,например:

«да-да-да - в огороде лебеда»,

«ду-ду-ду - растут яблоки в саду»,

«ша-ша-ша - принесли домой ерша»,

«ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту»,

«жа-жа-жа– есть иголки у ежа»,

«чи-чи-чи – прилетели к нам грачи»,

«жу-жу-жу – я на солнышке лежу». Ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,по дороге в детский сад.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.стихи,сказки,рассказы которые вы читаете ребенку,должны быть небольшие по объему,несложные по содержанию,доступные для понимания». Читать-это еще не главное,а понимать читаемое-вот в чем главное дело.Спрашивайте,о чем говориться,что происходит с главными героями.Учите пересказывать сказки,задавайте вопросы по содержанию.Передаваясодержание,ребенок учится четко,точно,полно,последовательно излагать свои мысли.Загадывайтезагадки по сказкам.Предлагаю вам отгадать некоторые из них:

1.Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать («Теремок»)

2.Уходя,просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

3.Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь.

Все,кого он попросил. («Репка»)

4.Добрый доктор говорит:

- Побеждаем мы бронхит.

Корь,простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно,сбармалеем

Тоже справиться сумеем! («Айболит»)

Можно придумать с ребенком свою сказку.Давайте придумаем сказку вместе.Будем по кругу передавать мяч.Каждый,кто получит мяч,продолжает сказку.(родители придумывают и рассказывают сказку,например «Колобок»)

  1. 3.     Заключительная часть - рефлексия

    Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь.а с недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!      

 

 

 

 

 

 

стиль

            № вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

стиль

            № вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Демократичный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Демократичный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

стиль

            № вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

стиль

            № вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Демократичный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Демократичный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Демократичный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Демократичный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

 

 

C:\Users\USER\Desktop\аттестация\img4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.

этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста...

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста. Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основн...

Мнемотехника в познавательно-речевом развитии ребенка дошкольного возраста

       Современная развивающая технология мнемотехника специально разработана для развития памяти.         Мнемотехника – искусственн...

Важность семейного воспитания в процессе развития детей дошкольного возраста (2014 г.)

Статья в Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 10 июня 2014 г.)...

Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"

Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....

Статья "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста"

Информация для родителей о развитие речи ребенка....