Мнемотехника в познавательно-речевом развитии ребенка дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи на тему

Овсянникова Надежда Александровна

         Современная развивающая технология мнемотехника специально разработана для развития памяти.

         Мнемотехника – искусственная техника запоминания, это система методов и приемов, обеспечивающих эффектное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника

в познавательно – речевом развитии

ребенка дошкольного возраста

        Цель педагога научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Этот комплекс умений имеет большое значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личных качеств.

        Современная развивающая технология мнемотехника специально разработана для развития памяти.

        Мнемотехника – искусственная техника запоминания, это система методов и приемов, обеспечивающих эффектное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

        В познавательно-речевом развитии ребенка дошкольного возраста используются следующие мнемотехнические приемы: мнемотаблицы и коллажи для обучения рассказу-описанию объектов и закреплению составления самостоятельного рассказывания о предметах, явлениях.

        Мнемотаблица – это схема, в которую заложена отдельная информация. Составляется она, так, чтобы было как можно больше логических связок. Для детей младшего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, состоящие и 4 клеток, расположенных в ряд. Для средней, старшей и подготовительных групп используем таблицу из 9 клеток, расположенных в три «этажа».

        Общие задачи всех видов мнемотаблиц:

  • развитие памяти, логики, смекалки;
  • развитие умения связно мыслить, составлять рассказы;
  • развитие образного мышления.

Работа с мнемотаблицами проходит поэтапно:

  1. Детям показывается мнемотаблица и разбирается то, что в ней изображено: буквы, цифры, символы, геометрические фигуры.
  2. Информацию перекодируем, преобразуем из абстрактных символов в образы.
  3. Дети составляют рассказы о предмете, явлении с опорой на символы (образы).

Вторая младшая группа

Рассказ по мнемотаблице «Кошка» (Таблица №1):

«Кошка рыжая, полосатая. Глаза у нее зеленые. У кошки есть, уши, усы, лапы, хвост. Она ест мясо, рыбу, молоко. Живет кошка дома. Человек любит ее и заботится о ней.»

Средняя группа

Рассказ по мнемотаблице «Весна» (Таблица №2):

«Наступила весна. Солнышко светит ярко. С крыш капают сосульки. Из-под снега появляются подснежники. Тает снег, бегут ручьи. Дети пускают кораблики. Люди сняли шубы. Птицы возращаются с юга. Для них повесили скворечники. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки.»

        Коллаж – это учебное пособие, картинки или рисунки, которые размещаются на листе плотной бумаги, куда помещают все что хотят, главное, чтобы не перенасыщать картинками между собой. Он должен быть ярким, красочным, содержать различную информацию.

        Такие коллажи выполняют следующие задачи:

  • Развитие зрительной памяти;
  • Развитие умения говорить, рассказывать;
  • Развитие словесного творчества.

        Работа с коллажами:

        1.Детям предлагается рассмотреть коллаж и объяснить картинки, цифры, которые они видят.

        2.Далее вместе с детьми составляем рассказ с использованием всего того, что размещено на коллаже.

        Более важный этап в работе над связной речью, это использование коллажей – ассоциаций. Чтобы использовать способность к ассоциациям для запоминания, следует задать ребенку вопрос: «Что напоминает тебе этот рисунок (предмет)?»

Старший дошкольный возраст

Рассказ «Лиса» (Таблица №3):

«У лисы четыре ноги, острые ушки, желтые круглые глаза, пушистая шерсть, острые зубы, острые когти. Живет она в лесу, охотится на лесных зверьков. Лиса – красивая, хищница, живет в семье, охотится ночью.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указы...

«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».

При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...

Методическая разработка НОД по развитию познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени».

Цели и задачи: - Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.- Развивать устную речь, активизировать словарь дете...

Проект по самообразованию педагога "«Развитие познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".К.Д.УшинскийРечь традиционно рассм...