Готовность к школе
статья

Балабан Софья Евгеньевна

Готовность к школе

 

Готовность к школе – тема, которая волнует всех без исключения родителей. Разберем какие же есть критерии готовности к школе:

Социальные компетенции;

Личностная готовность;

Интеллектуальная готовность.

 

Рассмотрим каждый из критериев подробнее. 

Социальные компетенции:

- готовность ребенка долгое время находиться самостоятельно в коллективе. Многие дети не посещают детский сад, основная задача которого – свободная игра детей, следовательно дети получают разный социальный опыт.

- как ребенок входит в новую обстановку – легко или это для него стресс

- может ли ребенок заводить друзей

- интересно ли ребенку сотрудничать

- как ребенок выходит из фрустрирующих и конфликтных ситуаций, можно ли с ним договориться или его любая конфликтная ситуация вводит в дезадаптацию, вызывает агрессию.

- умеет ли ребенок работать с некими правилами. Роль ученика — это некая роль, которую ребенок играет. Если у ребенка хорошо развита сюжетно-ролевая игра, то принимать роли ему будет легче.

- наличие внешней социальной мотивации - дети идут в школу, чтобы общаться и важно, чтобы они могли легко договориться со всеми участниками процесса, как это будет происходить.  Дети должны понимать, что правила – это хорошо.

- понимание социального контекста – что уместно в одной ситуации и что не уместно, то есть понимает разницу между домом и школой, между домом мамы и бабушки, то есть может подстроиться под изменившиеся обстоятельства, т.е. быть адаптивным. 

 

Психологическая гили личностная готовность:

- ребенок в школе учится давать и получать обратную связь относительно того, что он делает

- ребенок должен быть критичен – насколько он уместно или нет, то, что он делает

- уметь видеть себя со стороны, должны быть начальные навыки рефлексии – что как и почему происходит

- должно быть желание сотрудничать со взрослым. Ребенку интересно, какой он на фоне других, какую роль он занимает в этом коллективе. Формируется самооценка. Это важные показатели того, что ребенок готов. 

- ребенку интересно осваивать новое, нет страха ошибки, нет страха новизны, 

- ребенок готов работать самостоятельно, он может выполнить какие-то ответственные поручения – что-то купить, сделать что-то по дому, остаться один, обратиться за помощью или задать вопрос взрослому. 

Если ребенок инфантилен – ему будет трудно в школе, и он будет не замотивирован работать.

 

Социальное и личностное развитие идут рука об руку и важно до школы дать ребенку яркий, богатый и адекватный опыт.

 

Интеллектуальная готовность или когнитивная зрелость:

-  уровень развития высших психических функций – особенно произвольность процессов – то есть умение ребенка осознано управлять вниманием, поведением, телом, памятью, умение поскучать, подождать, концентрироваться на задании, доводить до конца начатое, умение ставить себе задачу, программу и выполнять ее.

- уровень развития речи – грамотная фраза, большой словарный запас, связная речь, умение пересказывать. Должны быть развиты функции слухоречевого анализа. 

- моторная зрелость – способность управлять своим телом, координированно управлять движениями глаз, руки. Ребенок не должен истощаться от сидения. Письмо и чтение – сложные моторные акты и если ребенок моторно неловкий, писчий хват не сформирован, то в школе ему будет сложно. Все будет получаться не так быстро и не так ловко и отнимать много ресурса, и он будет демотивирован от учебной ситуации.

 

На что еще обратить внимание: 

- важно, чтобы в детском саду до школы было много игры и социального взаимодействия. Если в саду весь день только занятия и детям некогда играть – это плохо;

- важна предметная и творческая деятельность в дошкольном детстве – прикрутить, отвинтить, отвертка, ножницы, пуговицы, шнурки. С раннего возраста ребенку надо давать много сенсорного, моторного и инструментального опыта;

- если ребенок тревожный, невротичный – лучше выбирать более спокойную среду. В топовой школе ребенок может не соответствовать ритму, особенно если наступает психоэмоциональное истощение. Если у ребенка высокая тревожность – он очень болезненно будет относиться к плохим оценкам, будет полная апатия и полная потеря сил и ресурса. Особенно в старших классах. То есть не надо навешивать на ребенка слишком много академической нагрузки, чтобы у него не осталось времени на осмысление себя в этом всем. А подростку важно самоопределиться и понять зачем все это. Иногда сильная школа не оставляет на это воздуха. 

- школу надо выбирать как микросообщество людей и ребенку в нем должно быть хорошо и гармонично. Это приоритетно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе

Готовность к школе – тема, которая волнует всех без исключения родителей. Разберем какие же есть критерии готовности к школе:

Социальные компетенции;

Личностная готовность;

Интеллектуальная готовность.

Рассмотрим каждый из критериев подробнее.

Социальные компетенции:

- готовность ребенка долгое время находиться самостоятельно в коллективе. Многие дети не посещают детский сад, основная задача которого – свободная игра детей, следовательно дети получают разный социальный опыт.

- как ребенок входит в новую обстановку – легко или это для него стресс

- может ли ребенок заводить друзей

- интересно ли ребенку сотрудничать

- как ребенок выходит из фрустрирующих и конфликтных ситуаций, можно ли с ним договориться или его любая конфликтная ситуация вводит в дезадаптацию, вызывает агрессию.

- умеет ли ребенок работать с некими правилами. Роль ученика — это некая роль, которую ребенок играет. Если у ребенка хорошо развита сюжетно-ролевая игра, то принимать роли ему будет легче.

- наличие внешней социальной мотивации - дети идут в школу, чтобы общаться и важно, чтобы они могли легко договориться со всеми участниками процесса, как это будет происходить. Дети должны понимать, что правила – это хорошо.

- понимание социального контекста – что уместно в одной ситуации и что не уместно, то есть понимает разницу между домом и школой, между домом мамы и бабушки, то есть может подстроиться под изменившиеся обстоятельства, т.е. быть адаптивным.

Психологическая гили личностная готовность:

- ребенок в школе учится давать и получать обратную связь относительно того, что он делает

- ребенок должен быть критичен – насколько он уместно или нет, то, что он делает

- уметь видеть себя со стороны, должны быть начальные навыки рефлексии – что как и почему происходит

- должно быть желание сотрудничать со взрослым. Ребенку интересно, какой он на фоне других, какую роль он занимает в этом коллективе. Формируется самооценка. Это важные показатели того, что ребенок готов.

- ребенку интересно осваивать новое, нет страха ошибки, нет страха новизны,

- ребенок готов работать самостоятельно, он может выполнить какие-то ответственные поручения – что-то купить, сделать что-то по дому, остаться один, обратиться за помощью или задать вопрос взрослому.

Если ребенок инфантилен – ему будет трудно в школе, и он будет не замотивирован работать.

Социальное и личностное развитие идут рука об руку и важно до школы дать ребенку яркий, богатый и адекватный опыт.

Интеллектуальная готовность или когнитивная зрелость:

- уровень развития высших психических функций – особенно произвольность процессов – то есть умение ребенка осознано управлять вниманием, поведением, телом, памятью, умение поскучать, подождать, концентрироваться на задании, доводить до конца начатое, умение ставить себе задачу, программу и выполнять ее.

- уровень развития речи – грамотная фраза, большой словарный запас, связная речь, умение пересказывать. Должны быть развиты функции слухоречевого анализа.

- моторная зрелость – способность управлять своим телом, координированно управлять движениями глаз, руки. Ребенок не должен истощаться от сидения. Письмо и чтение – сложные моторные акты и если ребенок моторно неловкий, писчий хват не сформирован, то в школе ему будет сложно. Все будет получаться не так быстро и не так ловко и отнимать много ресурса, и он будет демотивирован от учебной ситуации.

На что еще обратить внимание:

- важно, чтобы в детском саду до школы было много игры и социального взаимодействия. Если в саду весь день только занятия и детям некогда играть – это плохо;

- важна предметная и творческая деятельность в дошкольном детстве – прикрутить, отвинтить, отвертка, ножницы, пуговицы, шнурки. С раннего возраста ребенку надо давать много сенсорного, моторного и инструментального опыта;

- если ребенок тревожный, невротичный – лучше выбирать более спокойную среду. В топовой школе ребенок может не соответствовать ритму, особенно если наступает психоэмоциональное истощение. Если у ребенка высокая тревожность – он очень болезненно будет относиться к плохим оценкам, будет полная апатия и полная потеря сил и ресурса. Особенно в старших классах. То есть не надо навешивать на ребенка слишком много академической нагрузки, чтобы у него не осталось времени на осмысление себя в этом всем. А подростку важно самоопределиться и понять зачем все это. Иногда сильная школа не оставляет на это воздуха.

- школу надо выбирать как микросообщество людей и ребенку в нем должно быть хорошо и гармонично. Это приоритетно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....