Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Кажарина Ирина Геннадиевна

Сегодня каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции. В статье рассматривается влияние мелкой моторики на развитие интеллектуальных и речевых способностей ребенка, этапы развития мелкой моторики и игровая деятельность помогающая развитию мелкой моторики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_rannego_vozrasta.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью

физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Что же такое мелкая моторика и для чего она нужна? Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие мелкой моторики рук позволяет ребенку совершать всё больше разнообразных действий с предметами, а значит он приобретает новые навыки: учится самостоятельно кушать, одеваться, листать книги, рисовать, играть с различными игрушками.

Но есть и не такое явное, но от этого не менее важное значение развития мелкой моторики. От него зависит:

  • Формирование и развитие речи. За счет того, что участки мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом, выполнение ребенком различных мелких действий руками положительно сказывается на его речи. Недаром в арсенале логопедов так много заданий и игр, направленных на развитие мелкой моторики, а не только на артикуляцию и произношение.
  • Развитие мышления, памяти, воображения. Действия с предметами позволяют ребенку предполагать или планировать их результат, запоминать последствия, то есть влияют на развитие высшей нервной деятельности.
  • Воспитание самостоятельности и уверенности в себе. Когда малыш сможет без помощи взрослого застегнуть пуговицы, молнию, липучки на обуви, успешно сделать поделку в детском саду и т.д., он “подрастет” и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Если же, напротив, ребенок будет хуже справляться с бытовыми и творческими задачами, будет менее ловок, чем его товарищи по группе или на детской площадке, его могут не принимать в игры и даже дразнить. Это плохо скажется на самооценке маленького человека и может не лучшим образом отразиться на формировании его личности.

Таким образом развитие мелкой моторики может в конечном счете влиять даже на формирование социальных связей у детей дошкольного возраста, на авторитет ребенка в детском коллективе. Именно поэтому так важно работать над совершенствованием мелкой моторики, а делать это, принимая во внимание особенности детского восприятия, лучше всего в игровой форме.

Этапы развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

  • 2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.
  • 3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т.е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.
  • 8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.
  • 1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.
  • 12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.
  • 18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т.е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.
  • 24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.
  • 3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.
  • 4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т.д.
  • 5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

В дальнейшем уже происходит полноценная подготовка к школе, поэтому занятия становятся более сложными.

Игры на развитие мелкой моторики

Любые занятия, во время которых ребенку нужно совершать точные движения, задействуя кисти и пальцы, помогают развивать мелкую моторику. Вот несколько примеров такой игровой деятельности:

  • перекладывание мелких предметов, например, сортировка по цветам, формам, размеру;
  • закрывание/открывание крышек, закручивание пробок;
  • лепка из пластилина;
  • игры с песком;
  • игры с крупой, например, нахождение на ощупь спрятанных в ней мелких предметов, пересыпание, перекладывание горошин пинцетом или руками в емкость с узким горлышком и т.д.
  • игры с водой;
  • рисование;
  • игры с бумагой;
  • пальчиковые игры;
  • конструирование из кубиков или игрушечных строительных блоков;
  • складывание пазлов;
  • шнурование.

Чтобы упражнения и игры давали свой результат, родителям важно знать о нескольких правилах:

  • Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.
  • Принимайте активное участие. Занятия дома крайне важны, ведь для ребенка вы – это самый близкий человек. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.
  • Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.
  • Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления малыша, иначе ваши с ним занятия будут у него ассоциироваться не с совсем приятными впечатлениями.
  • Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д. Для этих целей очень полезны сортеры. И старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте, куда нет доступа у ребенка. В противном случае он быстро потеряет к ним интерес, ведь детям раннего возраста интересно все то, что им не хватает в повседневной жизни.
  • Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким упражнениям.
  • Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.

Начинать заниматься можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если ребенок пошел в школу. При условии периодичности проведения упражнений и игр, вы уже в скором времени заметите, как движения ребенка становятся более четкими и акцентированными.

Список использованных источников:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...