Буклет"Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)
Данныый материал полезен родителям старших дошкольников, развивает интерес детей к звучащему слову.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 109.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы.
Ребенок - дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом - интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове, например: сссон, сооон, соннн.
Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. «Скажи, с какого слова начинается слово «муха»? Протяни этот первый звук в слове: мммуха. А есть ммм в слове «доммм»?
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
Подготовила: Яковлева Г.И.
Овладеть грамотой или письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки в потоке речи. В противном случае, при письме на слух он будет пропускать или переставлять буквы.
Знакомим детей:
Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи
«Поймай звук». Взрослый произносит слоги, а ребѐнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]». Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
«Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдѐт больше предметов, обозначаемых словами с определенным звуком.
2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребѐнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
«Узнай звук».
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
«Определи позицию звука в слове».
Взрослый называет слова, ребенок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
«Найди место картинке».
Различаем твердый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребенок определяет «твердость» или «мягкость» звука.
После того, как ребенок научился слышать, определять место звуков в слове, переходим к проведению звукового анализа слов. Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идет за ним и т.д.
Вводятся фишки для выполнения звукового анализа:
Красная фишка - гласный звук,
Синяя фишка - твердый согласный звук,
Зеленая фишка – мягкий согласный звук.
Игры и упражнения:
«Звуковое дерево»
На 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.
"Сигнальщики".
У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном взрослым, первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...
Семинар "Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Программы Нищевой Н.В. по подготовке к обучению грамоте дошкольников
Семинар для воспитателей ДОУ. Посвящен обзору программ Н.В. Нищевой по обучению грамоте и основным правилам обучения грамоте дошкольников....

