Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей с ЗПР"
консультация (старшая группа)

Джамалдинова Альбина Играмудиновна

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №81 «Мальвина»

Консультация для педагогов

«Значение развития мелкой моторики у детей с ЗПР»

Разработала:

МБДОУ №81 «Мальвина»

Воспитатель группы компенсирующей

направленности «Фантазёры»

Джамалдинова А.И

Сургут

2023г.

«Ум ребенка на кончиках его пальцев»

(В.А Сухомлинский)

Проблема развития мелкой моторики изучается с давних пор. Сказанные Сухомлинским слова это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается ребёнок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

 У воспитанников с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений.

     Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

     Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, травмах головы).
  • Нарушения передачи сигнала.
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.).

 Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ёжики», «скалочки» и т.д.).
  • Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, мелкие игрушки и т.д.).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
  • Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • Использование методики Су Джок.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально- волевой сферы происходит замедленно с отставанием от нормы. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии у детей с ЗПР моторной сферы создают определенные трудности в овладении навыками рисования, ручного труда, а в дальнейшем и письма.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, не полный объем движений, нарушена их произвольность. Движения рук бывают не ловкими, не согласованными.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры»- это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает детям возможность ориентироваться в пространстве (понятия «право», «лево», «верх», «низ»).

Для развития мелкой моторики разработано много интересных методов и приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приёмы:

  • систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
  • последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребёнка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
  • все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
  • если ребёнок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое также может привести к негативизму.

Речевое сопровождение

Движение рук

Коробок от спичек

Для деток- невеличек,

Не спички будем зажигать,

А картинки рисовать.

Катать не сможем коробок,

Но сможем взять за уголок.

Цветы будем рисовать, -

Ребром плотно прижимать.

КОРОБОК

Проворачивание коробка вокруг своей оси,

держа 2-мя пальцами за ребра.

Имитация поджигания спичек.

Имитация оттиска ребра.

Попытка прокатить по ладони.

Взять 2-мя пальцами за углы по диагонали.

Имитация оттиска ребра по кругу.

Щетку мы в руках сжимали,

И ладошками катали.

В руку щетку мы возьмем,

Массаж пальчиков начнем.

Теперь руку поменяем, -

Массаж пальцев продолжаем.

Каждый пальчик по порядку, -

Вот для рук у нас зарядка.

ЗУБНАЯ ЩЕТКА.

Вертикальное. зажатие щетки ладонями и совершение

 вращательными. движениями

Взятие щетки в правую руку.

Растирание щетиной пальцев левой руки.

То же самое, поменяв руку.

Поменять руку,

Поменять руку.

Не морковку будем грызть,

Не возьмем сегодня кисть,

Печатью будем рисовать,

Морковью оттиск создавать,

Пальчики мы разомнем

И рисовать сейчас начнем.

ПЕЧАТКИ (морковь)

Погрозить пальцем правой руки,

левой руки,

Имитация оттиска на правой ладони,

Левой ладони,

Зажав печать между ладонями покатать.

Ватной палочкой играем,

Дружно пальчики считаем:

1,2,3,4,5-

На пальцы будем нажимать.

Пальчики и палочки-

Наши выручалочки.

ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Держать 2-мя пальцами за середину,

повернуть вокруг оси, передавая в др. руку.

 

Нажимать концом палочки на подушечки пальцев, поочередно со см. рук.

Зажать палочку между ладонями, повернуть.

Продавливать рисунок сложно,

Но научиться тоже можно.

Зубочистки- палочки,

Наши выручалочки.

Ладошки наши разминают,

Рисовать нам помогают.

ЗУБОЧИСТКА

Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно.

Вращение между ладонями.

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки,

Быть послушными учу

Пальчики, ладошки.

ШАРИКИ

Круговые вращения шариков между ладонями.

Наши руки нам расскажут,

Все умеют, все покажут

5 их на моей руке.

Рисовать могут и всегда помогут

Пальцев подушечки рисуют рисуют ватрушечки.

И ладошки рисуют у нас.

Рисунок просто высший класс.

ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК

Ритм. сжимание и разжимание пальцев рук.

Поочередное разгибание пальцев из кулака

одной рукой, затем др.

Кулак в ладошку поочередно, «слепить»

 пирожок из ладошек.

Волнообразное прикладывание  верхней ладони к нижней.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики рук (застегивание, расстегивание пуговиц, шнуровки, нанизывание колец на тесьму, игры с мозаикой, сортировка мозаики по ячейкам, конструктор и т.д.).

Изучая различные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста"

В последнее время игры – шнуровки (по идеям Марии Монтессори) стали пользоваться большой популярностью, как в  детских учреждениях, так и в домашних играх. Несмотря на большую востребованность та...

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет"

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действ...