ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОБИКИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
статья (старшая группа)

Ярковская Виктория Андреевна

Применение нейробики для сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.Н. Андреева,

Заведующий

МБДОУ д/с №39 г. Белгорода

mdou39@beluo31.ru 

В.А. Ярковская,

Учитель-логопед

МБДОУ д/с №39 г.Белгорода

babenkova_v@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОБИКИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

За последнее десятилетие существенно увеличилось число детей, страдающих различными нарушениями речи. В несколько раз возрос показатель тяжелых речевых трудностей.

Как правило, причиной нарушения становятся всевозможные хронические заболевания, которые осложняются нарушениями в работе дыхательной системы, мышечным гипертонусом,, которые приводят к снижению активности и повышенной утомляемости. Как итог – задержка не только физического, но и психического (в частности речевого) развития.

Недостаточная физическая активность ребенка является ключевым фактором неправильного развития растущего организма. Активное развитие речи напрямую связано с моторной сферой. То есть, чем ребенок активнее, чем лучше работают двигательные центры коры головного мозга, тем активнее работают языковые центры.

Согласно исследований, при нарушении речи страдают определенные области коры головного мозга. Результатом становится нарушение высших психических функций – речи, памяти, воображения, внимания и других. Без активации данных функций невозможно полноценное умственное развитие ребенка.

Несомненно, речь – играет основную роль, а потому страдает более всего. При недостатке физической активности начинают затормаживаться проявления компонентов речи: лексика, грамматика, произношение. Данные нарушения, без своевременной диагностики и коррекции, ведут к трудностям в обучении.

Высокую эффективность в решении указанной проблемы продемонстрировали различные нейропсихические методики. Благодаря использованию нейропсихологии, специалистам удается подробно изучить проблему, определить причины расстройства и подобрать адекватное ситуации лечение.

Наиболее часто нейропсихологические методики используются логопедами при активации межполушарного взаимодействия. Таким образом становится возможным полное восстановление речи и исправление существующих дефектов. Не только речевых, но и двигательных, поведенческих. Таким образом запускается процесс исправления психоречевых нарушений.

Полушария головного мозга функционально разделены. Однако, из полноценное взаимодействие позволяет формировать базу, на которой будут функционировать все психические процессы. В том случае, если межполушарное взаимодействие нарушено или недостаточно, обработка информации идет неправильно, что приводит к возникновению сложностей с восприятием новой информации в процессе обучения. Страдают такие показатели, как: письмо, устная речь, устный и письменный счет, а также запоминание и усвоение информации.

Одним из наиболее популярных и эффективных методов нейропсихологической коррекции является нейробика.

Нейробика – это комплекс упражнений, способствующий тренировке мозга без перенапряжения.

Автор методики – Лоуренс Кац, американский ученый, профессор, доказавший, что монотонные ежедневные упражнения «тормозят» мозг, препятствуя усвоению новой информации. Выполнение монотонной работы создает трудности при попытке сосредоточиться на новом материале, снижает концентрацию внимания, ухудшает память. Происходит это в следствие ухудшения межнейронных взаимодействий. Как результат – ухудшение умственных способностей.

Нейробика имеет массу преимуществ перед другими методиками. Основное – активация всех пяти органов чувств в процессе выполнения упражнений. Указанные упражнения выполняются нестандартным способом, в необычном сочетании. В итоге- создается множество новых нейронных связей между различными видами информации.

Благодаря нейробике удается организовать эффективную тренировку ума так, чтоб когнитивные способности ребенка были максимально развиты. Это приводит к улучшению показателей успеваемости, более качественному усвоению знаний.

Главная цель разработки данной методики и применения ее в работе с дошкольниками – активация речевых процессов с помощью повышения физической активности.

Для достижения указанной цели поставлен перечень задач:

- развитие нейродинамических мозговых процессов, ответственных за речевое развитие через соблюдение баланса при взаимодействии полушарий головного мозга;

- развитие и тренировка слухоречевого внимания дошкольников;

- развитие точной координации движений, а также таких качеств, как: мелкая моторика, гибкость, ловкость;

- стимулирование речевой активности;

- развитие важнейших познавательных процессов (мышление, память, внимание).

В состав комплекса упражнений входят:

  1. Сенсорная интеграция. Позволяет развивать восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, двигательное, осязательное);
  2. Кинезиология. Упражнения, движения которых позволяют активировать межполушарное взаимодействие, что усиливает обмен информации и синхронизацию полушарий.

Благодаря использованию всех пяти органов чувств при выполнении упражнений нейробики устанавливаются ассоциативные связи, объединяющие разные виды информации. Таким образом улучшается умственное развитие, восприятие информации, повышается показатель обучаемости.

Работа со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи, требует применения упражнений, развивающих синхронную работу полушарий головного мозга. Таким образом в работу включаются все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой. Благодаря этому удается развить максимальное количество компонентов нервной системы.

В работе со старшими дошкольниками возможно использовать и отдельные элементы нейробики: зарядка, игровые задания. Основное условия проведения – доброжелательная обстановка, заинтересованность ребенка в работе, вовлеченность в процесс. Не следует проводить занятия более семи минут, так как при большей длительности снижается концентрация внимания ребенка, пропадает интерес к работе.

Комплекс упражнений нейробики следует подбирать, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. На первых этапах следует предлагать простые упражнения, с нарастающей сложностью, длительностью и объемом. Необходимо контролировать полноту и точность выполнения каждого упражнения, поэтому нейробику эффективнее проводить на индивидуальных занятиях, наблюдая за ребенком.

В качестве примера, приведем несколько упражнений нейробики, показавших высокую эффективность:

  1. «перекрестный шаг». Для выполнения упражнения следует предложить ребенку медленный шаг на месте, затем переходящий в поднятие коленей со сближением локтей. При этом локоть правой руки сближать с левым коленом и наоборот. При выполнении упражнения активируется доля мозга, ответственная за логическое мышление и счет;
  2. «Мудрая сова». Предложите ребенку ухватиться за правое плечо левой рукой, а за левое – правой. Затем необходимо попросить поворачивать голову и смотреть назад через левое и правое плечо поочередно;
  3. «Рисуем бесконечность». Попросите ребенка нарисовать в воздухе большим пальцем лежащую цифру восемь. Рука при этом должна быть согнута в локте и поднята на уровень глаз. Взгляд должен следовать за движением пальца, голова неподвижна. Повторить, меняя руку. Усложнение упражнения – одновременное движение пальцами обеих рук;
  4. «Немой телевизор». Упражнение при обучении дошкольника грамоте. Взрослый произносит буквы без звука, губами. Задача ребенка понять и повторить звук;
  5. «Смена рабочей руки». Задача ребенка – весь день выполнять все действия не той рукой, которую он обычно использует. Пишет буквы, держит ложку и зубную щетку. Упражнение активирует межполушарное взаимодействие. Усложнение упражнения – написание букв печатным и прописным стилем, штрихование рисунка и тд;
  6. «На ощупь». Ребенку необходимо определить предмет, спрятанный в мешочке, ощупав его руками, закрыв глаза. Усложнить задание можно, попросив найти в мешочке предмет на заданную букву;
  7. «Хлопай, прыгай, не зевай». Ребенку дается задание хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть, при упоминании слов с заданной буквой. Упражнение способствует развитию внимания, активации вестибулярного аппарата, повышению мышечного тонуса, улучшению фонетических процессов. Усложнить задание можно, предложив хлопать/прыгать столько раз, сколько раз в слове встречается определенная буква.

Указанные упражнения способствуют не только психическому, но и физическому развитию ребенка, исправлению речевых дефектов, повышению грамотности при дальнейшем обучении. Кроме того, дети получают возможность раскрыть потенциал, расширить границы возможностей мозга.

После занятий нейробикой улучшается мелкая моторика, снижается утомляемость, активируется память, улучшаются письмо и чтение.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Деннисон Пол «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. ЛитМир - Электронная Библиотека

2. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. В 2 частях. Часть 2 / В. С. Колганова и др. - М. : Айрис-пресс, 2016. - 144 c.

3. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

4. Назаревская Т. Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички» Источник: Открытый университет непрерывного образования «Логопрофи. ру»

5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002

6. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М. : МПСИ, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста"

Программа создана с учетом возрастных , психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направленна на обогащение и углубление представлений о сохранении и укреплении...

Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста

Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн...

«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

Применение нетрадиционного оборудования и инновационных технологий для физкультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Применение нетрадиционного оборудования и иновационных технологий для физкультурноговоспитания детей сташего дошкольного возраста в ДОУ....