Мастер-класс "Сказки - шумелки"
консультация

Горбунова Надежда Сергеевна

Мастер-класс направлен на  знакомство родителей  с одной из форм музыкально-ритмических игр - сказками-шумелками. В ходе которого объясняется особенность данных игр, их значение для развития детей и приводятся в пример несколько творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki-shumelki.docx18.24 КБ
PDF icon skazka.pdf760.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей по сказкам - шумелкам

Цель: познакомить с одной из форм музыкально-ритмических игр - сказками-шумелками

Задачи:  обучить приемам игры на практике, создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей

Материалы. Для сказки: два стакана с водой, треугольник, металлофон, бумажный конус, колокольчики, шарманки, шуршалки с крупой.

Для показа: пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль; трещотки, шуршалки, расчёски, детские погремушки; различная бумага (целлофан, пергамент, газета, и пр.), деревянные кубики, брусочки; природные материалы: орехи, скорлупа

Ход:

Добрый день. Сегодня я хочу вас познакомить с таким интересным видом занятий с детьми, как сказки-шумелки. Что же это такое? Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания, продолжительностью от двух до четырех минут.

Благодаря использованию шумовых инструментов история или сказка становятся более интересными и яркими.  Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст, т.е.после одной-двух фраз  дать ребёнку возможность что-либо изобразить шумом. Выбирая текст сказки, обязательно нужно учитывать насколько он подходит детям по объему и сложности, соответствует индивидуальным и возрастным особенностям.

 Во время исполнения можно использовать жесты и мимику, говорить нужно медленно и выразительно, выдерживать паузы. Вступление инструментов можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Чтобы сказка получилось интересней, ее можно иллюстрировать картинками, презентацией.

Важно заранее с детьми определить  шумовое оформление произведения. А некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Вот то, что всегда может оказаться под рукой (показ, озвучка и вопрос к родителям)

  • Пластиковые банки с сухим рисом, гречкой. Что можно озвучить ими? (движение персонажа сказки. Например, заяц скачет, шуршат листики, идет девочка, прыгает мальчик, капель)
  • Ложки (скачет лошадка)
  • Крышки от кастрюль (гром)
  • Всевозможные трещотки, шуршалки, расчески, детские погремушки. (могут быть озучка насекомых, движение героев)
  • Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, и пр.) ( зашуршал ёжик, мышка, листья, трава)
  • Деревянные кубики, брусочки. (так же может быть лошадка, стук в дверь, дятел стучит по дереву)

Так же можно использовать природные материалы: орехи, шишки, скорлупки от них, камешки, ракушки и многое другое.

Существует много вариантов творческих заданий, в которых можно использовать элементарную импровизацию. Наиболее известные и доступные:

- озвучивание стихотворений и сказок;

- озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

- придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего мира и т. д.

Автор одной из  методик раннего музыкального развития - Екатерина Железнова предлагает тексты сказок-шумелок на основе знакомых детям произведений. Предлагаем вашему вниманию одну из них. Сказка называется «Лиса и рыба». Её будут озвучивать 5 человек. Кто желает? Возьмите представленные инструменты. Чтобы было интереснее, будем использовать презентацию с подсказками.

ЛИСА  И  РЫБА (слайд презентации 1)

 Вёз  как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. Ложки, колокольчик (слайд презентации 2)

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» Подошел к ней. Бумага (слайд презентации 3)

Взял лису и бросил ее  в сани. Барабан (слайд презентации 4)

А сам пошел рядом. Бумага (слайд презентации 4)

Лошадка бежит, колокольчиком звенит Ложки, колокольчик (слайд презентации 5)

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке Металлофон (слайд презентации6)

да по рыбке (слайд презентации 7)

 Выбросила  всю рыбку и сама убежала барабанить пальцами по барабану (слайд презентации 8)

Итак,  сейчас попробуем озвучить небольшое стихотворение. Вначале прочитаю произведение.

Пришла весна,

Поет ручей.

Сосульки плачут о зиме

Пробился первый лепесток.

Раскрылся маленький цветок.

Проснулись пчелы поутру

И гнуться ветки на ветру.

И слышен свист

И слышен гам.

Запели птицы тут и там.

Весна идет, весна идет

И всё ликует и поет.

Давайте выберем музыкальные и шумовые инструменты. (Родители разбирают подготовленное оборудование: два стакана с водой, треугольники, металлофоны, 2 бумажных конуса, колокольчики, шарманки, шуршалки с крупами)

Теперь я буду читать стихотворение еще раз, делая смысловые паузы, а вы предлагайте, какими инструментами и предметами, которые лежат на столе, мы будем озвучивать данный отрывок. Показывать предложенные варианты

Пришла весна,

Поет ручей. -переливать воду из стакана в стакан

Сосульки плачут о зиме -треугольники

Пробился первый лепесток. - нежно звучат колокольчики

Раскрылся маленький цветок. - металлофоны

Проснулись пчелы поутру - шуршалки

И гнуться ветки на ветру. -из бумаги сделать конус и подуть

И слышен свист-

И слышен гам. 

Запели птицы тут и там. Шарманки

Весна идет, весна идет

И все ликует и поет. - все инстументы

Мы с вами прорепетировали, теперь будем озвучивать произведение.

Итак, что же дает ребенку такая деятельность?

Осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

А ещё уважаемые коллеги и родители, данные игры можно использовать не только в детском саду, но и дома, например, если к вам пришли гости. Потому что озвучивать можно любыми подручными предметами но обязательно музыкальными. Желаем вам творчества вам и хорошего настроения при озвучивании произведений


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые  сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восп...

«Сказки - шумелки»

Мастер – класс  для педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников...

Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"

Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра. Мастер-класс для родителей....

Мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки"

Презентация и мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки" как разновидность шумового оркестра...

Музыкальная дидактическая игра «Сказки шумелки»

Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие ...

Сказки-шумелки

В данном материале представлены сказки по изучению шумовых эффектов на занятиях с детьми подготовительной группы детского сада....