«Развитие эмоций через пальчиковую игру»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения
Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном образовании важную роль играет развитие речи у детей в возрасте 3-4 лет, которое характеризуется характерными особенностями. Есть определенные нормы этого показателя, на которые родителям следует ориентироваться. Если они узнают, что есть отклонения и риск отстать от сверстников, то надо наверстывать упущенное. Есть много техник, которые позволят вам это сделать. Итак, в чем же разница между речью трех - или четырехлетнего крохи? Характерные особенности
Логопеды выделяют характерные особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родителям необходимо знать о них, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их ребенка. К ним относятся:
- в 4 года-около 2000 слов в активном словарном запасе, норма речевого развития детей 3 лет — 1500 слов;
- пытается говорить четко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего неуклюже и смешно;
- речевое развитие 3-летнего ребенка еще нечетко, но заметно, как оно стремительно набирает обороты и совершенствуется;
- внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, стараясь воспроизвести их;
- создание собственных словоформ;
- попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
- с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
и все же речевое развитие детей 3-4 лет остается слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно используют падежные окончания и предлоги;
- проблемы с произношением и фонетикой не редкость, так как физиологический речевой аппарат в этом возрасте еще недостаточно развит, чтобы справляться с такими сложными звуками, как звонкие (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
- путаные звуки;
- переставляют слоги в словах.
Недостатками этого перечня являются особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что в идеале считается нормой для этого показателя?
Любопытный факт. По мнению специалистов, в норме кроха этого возраста должен говорить большую часть дня. Он молчит только во сне.
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, которыми должны руководствоваться родители, заинтересованные в успехе своего ребенка в будущем:
- проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
- называть имена близких родственников и друзей;
- воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
- говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
- находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
- называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
- точно повторять услышанное;
- пересказывать мультфильм, сказку;
- в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Специалисты называют такие нормы речевого развития детей 3-4 лет, согласно которым очень легко проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он строит предложение немного неуклюже или неправильно называет атрибут и действие объекта. Это очень незначительные ошибки, легко исправляемые регулярными занятиями. Есть гораздо более серьезные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Важно! Мальчики в своем речевом развитии в большинстве случаев отстают от девочек, по статистике, примерно на четыре месяца.
Отклонения
Дайте ребенку любое из перечисленных выше заданий и сравните полученные результаты с нормой. Ошибки в трех и более пунктах? В этом случае стоит задуматься, есть ли у вашего малыша задержка речевого развития (ЗРР) в связи с этим. Смотрите, как и что он говорит. Тем более что у вас есть характерные для речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего ребенка. Серьезными отклонениями считаются следующие показатели:
ребёнок постоянно тарахтит;
его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
его сложно понять;
в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
глотает окончания слов;
произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
приоткрытый рот;
частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.
Если вы заметили такие отклонения от нормы у своего ребенка, вам понадобится специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.
Важно!
Существует патологическая задержка в развитии речи, связанная с нарушением функций головного мозга или центральной нервной системы, а есть элементарный недостаток внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребенком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.
Диагностика
Если у вас есть какие-то сомнения, вам необходима диагностика развития речи у детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребенка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Ребенка нужно осмотреть специалистам. Диагностика также включает в себя:
возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;
беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;
изучение моторики мышц лица;
сравнение понимания и воспроизведения речи;
анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.
Если все-таки речевое развитие детей в возрасте 3 лет отстает от нормы, есть шансы догнать сверстников интенсивными занятиями. Через 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения таких целей существуют различные методы.
Методики развития
Существуют различные методики речевого развития детей 3-4 лет, которые родителям не составит труда освоить самостоятельно. Если занятия не дают результатов в течение 3-4 месяцев, следует обратиться за помощью к специалистам.
Постоянно расширяйте сферу общения вашего малыша. Познакомьте его с новыми людьми разных возрастных групп.
Постепенно увеличивайте свой словарный запас. Выучите с его помощью новое слово и закрепите его в лексиконе на несколько дней.
Обратите внимание на то, как он произносит шипящие и свистящие звуки, твердые и мягкие. Поправьте его, если он произносит их неправильно.
Разговаривайте с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
При чтении сказки обращайте внимание на голос, интонацию, тембр, выразительность.
При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.
Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
Не нужно забывать об упражнениях, играх, приемах для развития мелкой моторики, которая непосредственно связана с речью. Предложите ему поработать с мелкими деталями (паззлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другие игрушки для развития мелкой моторики). Научи его завязывать шнурки.
Поиграйте с ним в словесные игры "Кто говорит?", " Что где?", " Съедобно это или нет?", " В чем разница между предметами?", "Опишите предмет" и т. д.
Речевое развитие ребенка 3-4 лет, которое должно соответствовать определенным стандартам, может многое рассказать о способностях и социализации маленького человека. Если есть отклонения, родители должны принять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это можно как самостоятельно, так и с привлечением специалистов со стороны. Главное-не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно его добьются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/17/picture-923384-1660729530.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи через пальчиковые игры в старшей группе «Прогулка в зоопарк»
Тема «Прогулка в зоопарк»Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные зоопарка». Закрепить приемы аппликации в технике торцеван...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-996414-1516092500.jpg)
Проект «Развитие речи через пальчиковые игры»
Формировании и развитии речи дошкольников, с включением в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Наиболее продуктивными для решения поставленной про...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-305528-1568455069.jpg)
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1186358-1573388465.jpg)
Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику
Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-1139353-1585387282.jpg)
Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20876036","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-1207954-1579260636.jpg)
МАСТЕР - КЛАСС ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ "ШКОЛА ДОВЕРИЯ"
Цель мастер - класса: построение эмоционально- доверительных взаимоотношений, способствующих приобщению к социокультурным нормам....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-1192464-1617166756.jpg)
конспект совместной деятельности на развитие эмоций через театрализованную игру для детей средней группы
учить различать эмоции схематическими изображениямиразвивать выразительность речи и движенияпонимать чувство героев сказок по интонациям и расказыванию об этом...