Статья 'Развитие речи через пальчиковые игры во второй мдадшей группе.
статья (младшая группа)

Ломакина Татьяна Валерьевна ЯНАО Тюменская обл Надымский район п. Приозёрный
В статье рассматривается значение пальчиковых игр как эффективного метода развития речи детей второй младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи через пальчиковые игры во второй младшей группе

Аннотация: В статье рассматривается значение пальчиковых игр как эффективного метода развития речи у детей второй младшей группы. Обосновывается взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речевыми навыками. Описывается опыт использования пальчиковых игр в детском саду, приводятся примеры конкретных игр и упражнений, направленных на развитие словарного запаса, координации движений и артикуляции. Подчеркивается положительное влияние систематического применения пальчиковых игр на развитие речи детей, делая ее более четкой, выразительной и содержательной.

Ключевые слова: развитие речи, вторая младшая группа, пальчиковые игры, мелкая моторика, дошкольное образование, речевая активность, словарный запас, артикуляция, координация движений, игровая деятельность.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений педагогической работы, поскольку именно в этот период формируются основы коммуникативных навыков, словарный запас и грамматический строй речи. Пальчиковые игры, являясь простым и доступным средством, оказывают значительное влияние на этот процесс, поскольку мелкая моторика рук тесно связана с речевыми центрами в головном мозге, что подтверждается многочисленными исследованиями в области детской психологии и педагогики. Так, Л.С. Выготский отмечал: "Развитие речи является одним из центральных моментов в развитии ребенка, поскольку оно перестраивает все остальные психические функции" [1, с. 214].

В нашем детском саду мы активно используем пальчиковые игры во второй младшей группе, и наш опыт показывает их высокую эффективность в развитии речи детей. Мы заметили, что регулярные занятия с использованием пальчиковых игр не только улучшают моторику рук, но и стимулируют речевую активность, расширяют словарный запас и способствуют формированию связной речи. Например, игра "Сорока-ворона" ("Сорока-ворона кашу варила…") не только развивает мелкую моторику, но и знакомит детей с названиями пальцев, а также с понятием "каша". Другая популярная игра – "Пальчики здороваются" ("Этот пальчик хочет спать…") – помогает детям осваивать счет до пяти и координировать движения пальцев.

В процессе организации пальчиковых игр мы учитываем возрастные особенности детей второй младшей группы, выбирая простые и понятные сюжеты, а также используя яркие и привлекательные материалы. Мы стараемся создать игровую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя комфортно и заинтересованно. Важно отметить, что пальчиковые игры не только развивают речь, но и способствуют развитию внимания, памяти и воображения.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи обусловлено физиологическими особенностями детского организма. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" [2, с. 65]. Это высказывание подчеркивает тесную связь между развитием мелкой моторики и развитием интеллекта, в том числе и речи. Когда ребенок выполняет движения пальцами, в его мозге активизируются зоны, отвечающие за речь, что способствует формированию новых нейронных связей и улучшению речевых навыков.

Кроме того, пальчиковые игры помогают детям преодолеть речевые трудности. Дети, испытывающие затруднения в произношении звуков или построении предложений, часто испытывают неуверенность и стеснение. Пальчиковые игры, напротив, создают безопасную и поддерживающую среду, в которой дети могут экспериментировать со звуками и словами, не боясь совершить ошибку. Мы наблюдаем, как дети, которые сначала стеснялись говорить, постепенно начинают активно участвовать в играх, повторяя слова и фразы за воспитателем и своими сверстниками.

Важно отметить, что пальчиковые игры должны быть частью комплексной программы развития речи, включающей в себя и другие методы и приемы. Чтение книг, рассматривание картинок, беседы с детьми, игры со словами – все это в совокупности создает благоприятные условия для развития речи. Мы в своей работе используем пальчиковые игры как один из элементов комплексной программы, интегрируя их в различные виды деятельности: на занятиях по развитию речи, в утренней гимнастике, в свободной игровой деятельности.

Эффективность использования пальчиковых игр в развитии речи подтверждается исследованиями многих ученых и педагогов. Например, М.М. Кольцова отмечала, что "развитие тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на формирование речи ребенка" [3, с. 12]. Она подчеркивала, что регулярные упражнения для пальцев способствуют активизации речевых центров в головном мозге и улучшению координации движений артикуляционного аппарата.

В заключение, следует отметить, что пальчиковые игры являются эффективным и доступным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Наш опыт работы во второй младшей группе показывает, что регулярное использование пальчиковых игр в сочетании с другими методами и приемами способствует улучшению моторики рук, расширению словарного запаса, формированию связной речи и преодолению речевых трудностей. Мы уверены, что пальчиковые игры должны занимать важное место в системе работы по развитию речи в детском саду.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 1999. – 352 с.
  2. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев : Радянська школа, 1974. – 288 с.
  3. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – Москва : Советская Россия, 1979. – 192 с.

Проверка на плагиат: https://text.ru/antiplagiat/6801d9f0464ec 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ   ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....

НОД по развитию речи через театрализованную деятельность Во второй младшей группе «Сказка за сказкой» «Колобок»

Цель: Дать представления у детей младшего дошкольного возраста о разных видах театра....

Конспект открытого занятия по развитию речи через пальчиковые игры в старшей группе «Прогулка в зоопарк»

Тема «Прогулка в зоопарк»Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные зоопарка». Закрепить приемы аппликации в технике торцеван...

Развитие детской речи через пальчиковые игры у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте основной вид деятельности –это игра. Большой опыт накапливается ребенком в игре. В процессе игры дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Самыми си...

Проект «Развитие речи через пальчиковые игры»

Формировании   и развитии речи дошкольников, с включением  в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Наиболее продуктивными для решения поставленной про...