Неконтактный ребенок.
консультация

Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Важно выяснить причины их возникновения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekontaktnyy_rebenok.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Неконтактный ребенок

Нарушения общения

Для развития речи  важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими. Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи с его помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении. Одной из форм таких нарушений является мутизм - отказ ребенка от общения,  который может быть общим или избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с учителем, с кем-либо из близких и т.п. Нарушения в общении в виде страха речи могут наблюдаться у детей с заиканием. При возникновении всех этих нарушений ребенка следует обязательно показать специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу.

Ранний детский аутизм

Кроме уже перечисленных форм нарушения способности к общению у детей встречаются и особые стойкие нарушения, возникающие без видимой причины и преобладающие во всем поведении ребенка. Это дети с так называемым ранним детским аутизмом (от латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя). При аутизме у ребенка наблюдается особое нарушение его психического развития. Эти дети избегают общения даже с близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены страхи, особенности поведения. Для них характерны повышенные затруднения в формировании социально-бытовых навыков при сохранном, а часто даже при опережающем биологический возраст интеллекте.

Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально - поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Отличительной особенностью детей с аутизмом является также однообразное (стереотипное), часто ритуальное поведение, которое проявляется в однообразном повторении одних и тех же простых движений или действий. Многие из этих детей отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением. Другие, напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы.

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш; не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразитеьная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша. Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности. Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает его. Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения. Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны, у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой - у него может отсутствовать чувство реальной опасности. Он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.

Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм - стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.

Родителям важно заметить особенности поведения ребенка, чтобы вовремя обратиться к специалистам.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути педагогической работы с неконтактным ребенком

Процесс интеграции ребёнка в структуру общества предполагает не только и не столько создание щадящих условий, позволяющих ребёнку существовать, не приспосабливаясь к общественным требованиям и не прео...

Консультация для родителей "Неконтактный ребенок"

Материал для родителей ребенка аутиста....

Консультация для родителей "Неконтактный ребенок"

Материал для родителей ребенка аутиста....

Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм.

Консультация для родителей и специалистов...

Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм.

Нарушения общения.Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими.Нарушения в способности к общению у детей встреча...

Чем можно помочь неконтактному ребенку?

ЧемЧ можно помочь неконтактному ребенку?...

Жизненные ситуации. Памятка для родителей. Тема: «Почему ребенок неконтактный?»

Жизненные ситуации.Памятка для родителей.Тема: «Почему ребенок неконтактный?»Отсутствие у малыша социальных контактов обязательно должно привлечь внимание родителей. Но не всегда привлекае...