Родительское собрание в младшей группе.
материал (младшая группа)

Николаева Валентина Викторовна

На тему: «Развитие речи младших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_razvitee_rechi.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. ВЕЛИЖА

Родительское собрание в младшей группе

На тему: «Развитие речи младших дошкольников»

Подготовила и провела:

воспитатель

 Николаева Валентина Викторовна

                                                                                                         

Декабрь 2023 год

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья — это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.

(Учитель обращает внимание родителей на схему.)

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме — в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. Тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников». Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

        Основная часть

  1. Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»

Речь — форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

•        речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

•        речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

•        овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста;

•        развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Факторы успешного речевого развития ребенка.

1.        Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2.        Общение ребенка с другими детьми.

3.        Речь взрослого - образец для подражания.

4.        Развитие мелкой моторики рук.

5.        Чтение детской художественной литературы.

6.        Игры с ребенком взрослых и друзей.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

Задачи развития речи дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребенка?

•        Формирование звуковой культуры речи.

•        Обогащение словарного запаса.

•        Формирование грамматического строя речи.

•        Обучение рассказыванию, связной речи.

•        Развитие выразительности речи.

Ребенок к 4 годам:

•        правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

•        накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;

•        активно осознает обобщающую функцию слов;

•        через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы);

•        начинает использовать в речи сложные формы предложений;

•        осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.

•        Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.

•        Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.

•        Требует совершенствования интонационная сторона речи.

•        Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.

•        Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

•        При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.

•        Существует проблема словообразования.

•        Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

•        Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.

•        Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим малышом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу - великого учителя.

Отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем:

•        поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

•        в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;

•        посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

•        загадать загадку и найти отгадку;

•        поискать приметы времени года;

•        познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;

•        прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

•        поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т. д.

Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

Не менее важное значение имеет чтение художественной литературы.

Как сделать чтение интересным

Как сделать чтение книжек ребенку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать?

  • Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Аленушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведерко?»
  • Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребенком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы.
  • Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребенку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трех медведях или как дед тащил репку.
  • Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребенку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребенка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

  1. Выступление учителя-логопеда

  1. Как проверить уровень развития речи.

 Существуют ли нормы развития речи ребенка?

Твердых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого индивидуален.

Тем не менее есть определенные ориентиры, о которых родители должны знать.

Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно».

Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» — он ответит «класного» вместо «красного», — все в порядке, хуже, если вы услышите «класная». В 3 года ребенок должен интуитивно чувствовать род-ной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямое: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребенка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки — «р» или шипящие.

Как проверить уровень развития речи?

•        Если вас что-то настораживает в речи ребенка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите ее вместе. «Кто здесь нарисован?» — «Мальчик». — «Что он делает?» — «Играет». — «А во что он играет?» — «В мячик». — «Какого цвета мячик?» — «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребенок.

•        Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку ит. д.).

•        Неправильно произносит звуки? Четко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если малышу плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» — солнышко, велосипед, часы и т. д.

•        Бывает, что ребенок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие, например говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях четко произнесите слово в двух вариантах и предложите малышу выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он еще не научился слышать себя. Запишите разговор с ним на кассету и дайте ему прослушать.

Развитие произношения (совместная работа с малышом)

•        Гимнастика для язычка.

•        Игры-тренировки, позволяющие ребенку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить.

1.        Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребенку, что вдыхать воздух надо через нос, выдыхать — через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной - нос, на другой — рот. Показывайте их ребенку поочередно — он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.

Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечку и т. д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.

2.        Ребенок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам». Научите малыша чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на грудь. Давай с тобой споем басом». Вместе с ребенком тяните гласные низким голосом: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т. д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.

3.        Теперь можно учиться правильному произношению.

а)        Начнем со звука «с». Придумайте игру, которая бы облегчила ребенку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит, беремся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь насос, и в каких нет» (нос, пес, мак и т. д.). Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребенку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».

б)        Переходим к звуку «ш». («Как шиши змея?")

в)        Следующий шаг — добиваемся, чтобы малыш уловил paзницу: произносим слоги с гласными: «са-ша», «си-ши», «су-шу», «со-шо» и т. д.

г)        По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «з», «ч» и «щ», «л» и «н».

4.        Теперь займемся мягкими и твердыми звуками.

Отличное упражнение - «язычок на качелях»: попеременно произносим «я-ля», «е-ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп. Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам — ля-ля-ля! Быстрее, еще быстрее!»

5.        Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я - большой медведь, ты — маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги с «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды»..., ребенок — те же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте разные интонации: медведь сердит, доволен и т. п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъем спинки языка: она то напрягается, то расслабляется — ребенок начинает говорить более четко.

6.        После таких упражнений можно переходить к контролю произношения. Проверьте, как получаются у малыша свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает: «ась», «ось».

Через неделю-две ежедневных занятий с ребенком вы увидите результаты. Если перемены заставляют себя ждать, стоит набраться терпения.Повторяем еще раз: занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с 5 лет.

  1. Подведение итогов собрания

Рефлексия

Перед вами елочка. Ее нужно украсить красивыми шарами (яблочками). Если вам понравилось наше  мероприятие, вы получили новые знания, украсьте елочку  краснымишариками. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте елочку зеленым шариком.

(Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.)

Памятка «Развитие речи ребенка»

•        Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

•        Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофера, повара, летчика. Расскажите о своей профессии.

•        Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.

•        Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами, с окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

•        Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.

•        В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные (признаки), например, василек — красивый, великолепный, полевой.

•        Учите детей образовывать существительные с уменынительно-ласкательными суффиксами: стул — стульчик, флаг - флажок.

•        Учите выражать свою просьбу спокойно, гладя в глаза собеседнику.

•        Учите отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Советы по развитию речи

•        «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь — есть сущность, а слово — нечто случайное, вещь — тело, а слово — одеяние, вещь — ядро, а слово — кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Коменский).

•        Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное — говорить медленно, ясно и громко» (Е. Тихеева).

•        Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).

•        Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

•        Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.)

•        Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)

•        Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребенком, предложить ее рассмотреть, затем задать вопросы.

—        Что это? (Кто это?)

—        Какого цвета?

—        Что есть у зайки? (Что это у зайки?)

—        Как можно назвать зайку?

—        Что с ним можно делать?

•        Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).

•        Учите подбирать слова к определенным глаголам («Собака бежит.А кто еще может бегать?» и т. д.).

•        Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.

        

Как проверить уровень развития речи.

•        Если вас что-то настораживает в речи ребенка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите ее вместе. «Кто здесь нарисован?» — «Мальчик». — «Что он делает?» — «Играет». — «А во что он играет?» — «В мячик». — «Какого цвета мячик?» — «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребенок.

•        Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку ит. д.).

•        Неправильно произносит звуки? Четко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если малышу плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» — солнышко, велосипед, часы и т. д.

•        Бывает, что ребенок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие, например говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях четко произнесите слово в двух вариантах и предложите малышу выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он еще не научился слышать себя. Запишите разговор с ним на кассету и дайте ему прослушать.

Развитие произношения (совместная работа с малышом)

•        Гимнастика для язычка.

•        Игры-тренировки, позволяющие ребенку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить.

1.        Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребенку, что вдыхать воздух надо через нос, выдыхать — через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной - нос, на другой — рот. Показывайте их ребенку поочередно — он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.

Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечку и т. д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.

2.        Ребенок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам». Научите малыша чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на грудь. Давай с тобой споем басом». Вместе с ребенком тяните гласные низким голосом: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т. д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.

3.        Теперь можно учиться правильному произношению.

а)        Начнем со звука «с». Придумайте игру, которая бы облегчила ребенку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит, беремся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь насос, и в каких нет» (нос, пес, мак и т. д.). Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребенку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».

б)        Переходим к звуку «ш». («Как шиши змея?")

в)        Следующий шаг — добиваемся, чтобы малыш уловил paзницу: произносим слоги с гласными: «са-ша», «си-ши», «су-шу», «со-шо» и т. д.

г)        По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «з», «ч» и «щ», «л» и «н».

4.        Теперь займемся мягкими и твердыми звуками.

Отличное упражнение - «язычок на качелях»: попеременно произносим «я-ля», «е-ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп. Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам — ля-ля-ля! Быстрее, еще быстрее!»

5.        Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я - большой медведь, ты — маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги с «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды»..., ребенок — те же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте разные интонации: медведь сердит, доволен и т. п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъем спинки языка: она то напрягается, то расслабляется — ребенок начинает говорить более четко.

6.        После таких упражнений можно переходить к контролю произношения. Проверьте, как получаются у малыша свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает: «ась», «ось».

Развитие речи детей 3-4 лет

Речь — форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

•        речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

•        речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

•        овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста;

•        развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Факторы успешного речевого развития ребенка.

1.        Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2.        Общение ребенка с другими детьми.

3.        Речь взрослого - образец для подражания.

4.        Развитие мелкой моторики рук.

5.        Чтение детской художественной литературы.

6.        Игры с ребенком взрослых и друзей.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

Задачи развития речи дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребенка?

•        Формирование звуковой культуры речи.

•        Обогащение словарного запаса.

•        Формирование грамматического строя речи.

•        Обучение рассказыванию, связной речи.

•        Развитие выразительности речи.

Ребенок к 4 годам:

•        правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

•        накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;

•        активно осознает обобщающую функцию слов;

•        через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы);

•        начинает использовать в речи сложные формы предложений;

•        осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.

•        Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.

•        Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.

•        Требует совершенствования интонационная сторона речи.

•        Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.

•        Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

•        При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.

•        Существует проблема словообразования.

•        Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

•        Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.

•        Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим малышом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу - великого учителя.

Отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем:

•        поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

•        в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;

•        посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

•        загадать загадку и найти отгадку;

•        поискать приметы времени года;

•        познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;

•        прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

•        поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т. д.

Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

Не менее важное значение имеет чтение художественной литературы.

Как сделать чтение интересным

Как сделать чтение книжек ребенку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать?

  • Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Аленушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведерко?»
  • Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребенком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы.
  • Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребенку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трех медведях или как дед тащил репку.
  • Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребенку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребенка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

Как проверить уровень развития речи.

Существуют ли нормы развития речи ребенка?

Твердых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого индивидуален.

Тем не менее есть определенные ориентиры, о которых родители должны знать.

Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно».

Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» — он ответит «класного» вместо «красного», — все в порядке, хуже, если вы услышите «класная». В 3 года ребенок должен интуитивно чувствовать род-ной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямое: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребенка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки — «р» или шипящие.

Как проверить уровень развития речи?

•        Если вас что-то настораживает в речи ребенка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите ее вместе. «Кто здесь нарисован?» — «Мальчик». — «Что он делает?» — «Играет». — «А во что он играет?» — «В мячик». — «Какого цвета мячик?» — «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребенок.

•        Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку ит. д.).

•        Неправильно произносит звуки? Четко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если малышу плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» — солнышко, велосипед, часы и т. д.

•        Бывает, что ребенок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие, например говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях четко произнесите слово в двух вариантах и предложите малышу выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он еще не научился слышать себя. Запишите разговор с ним на кассету и дайте ему прослушать.

Развитие произношения (совместная работа с малышом)

•        Гимнастика для язычка.

•        Игры-тренировки, позволяющие ребенку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить.

1.        Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребенку, что вдыхать воздух надо через нос, выдыхать — через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной - нос, на другой — рот. Показывайте их ребенку поочередно — он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.

Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечку и т. д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.

2.        Ребенок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам». Научите малыша чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на грудь. Давай с тобой споем басом». Вместе с ребенком тяните гласные низким голосом: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т. д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.

3.        Теперь можно учиться правильному произношению.

а)        Начнем со звука «с». Придумайте игру, которая бы облегчила ребенку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит, беремся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь насос, и в каких нет» (нос, пес, мак и т. д.). Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребенку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».

б)        Переходим к звуку «ш». («Как шиши змея?")

в)        Следующий шаг — добиваемся, чтобы малыш уловил paзницу: произносим слоги с гласными: «са-ша», «си-ши», «су-шу», «со-шо» и т. д.

г)        По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «з», «ч» и «щ», «л» и «н».

4.        Теперь займемся мягкими и твердыми звуками.

Отличное упражнение - «язычок на качелях»: попеременно произносим «я-ля», «е-ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп. Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам — ля-ля-ля! Быстрее, еще быстрее!»

5.        Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я - большой медведь, ты — маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги с «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды»..., ребенок — те же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте разные интонации: медведь сердит, доволен и т. п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъем спинки языка: она то напрягается, то расслабляется — ребенок начинает говорить более четко.

6.        После таких упражнений можно переходить к контролю произношения. Проверьте, как получаются у малыша свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает: «ась», «ось».

Через неделю-две ежедневных занятий с ребенком вы увидите результаты. Если перемены заставляют себя ждать, стоит набраться терпения.Повторяем еще раз: занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с 5 лет.

Советы по развитию речи

«Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь — есть сущность, а слово — нечто случайное, вещь — тело, а слово — одеяние, вещь — ядро, а слово — кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи»

 (Я.А. Коменский).

Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное — говорить медленно, ясно и громко»

(Е. Тихеева).

•        Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).

•        Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

•        Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.)

•        Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)

•        Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребенком, предложить ее рассмотреть, затем задать вопросы.

—        Что это? (Кто это?)

—        Какого цвета?

—        Что есть у зайки? (Что это у зайки?)

—        Как можно назвать зайку?

—        Что с ним можно делать?

•        Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).

•        Учите подбирать слова к определенным глаголам («Собака бежит. А кто еще может бегать?» и т. д.).

•        Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое родительское собрание в младшей группе... Родительская встреча в "Школе молодых матерей".

Первое родительское собрание в младшей группе...Родительская встреча в "Школе молодых матерей". Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном ...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания 2 младшей группе «Мы рады знакомству» Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.

Конспект родительского собрания 2 младшей группе«Мы рады знакомству»Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.  Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; ...

Протокол родительского собрания в младшей группе " Адаптация детей в младшей группе"

В этом материале вы узнаете , как провести первое родительское собрание в младшей группе....

Родительское собрание в младшей группе «Адаптация детей в младшей группе. Знакомство с родителями»

Познакомить родителей воспитанников с содержанием, особенностями и условиями работы во 2 – ой младшей группе; с возрастными особенностями детей 3 – 4 лет. Дать понять р...

Родительское собрание в младшей группе на тему "Эмоциональный аспект детско-родительских отношений. Учитесь чувствовать своего ребёнка»

В сознании ребенка в младшем дошкольном возрасте (3-4 лет) происходит наиболее интенсивное развитие эмоций и воображения.Эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ребенком потребностей в си...

Родительское собрание Родительское собрание в младшей группе тема «Здоровый образ жизни»

Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....