ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА.
статья (старшая группа)

Терещенко Инга Вадимовна

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА.

Терещенко И. В.

МБДОУ №53 «Радуга», г. Канск, Красноярский край.

 

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Речь – важное условие и средство коммуникации.

Я работаю в компенсирующей группе 6 лет и считаю, что сегодня педагогической проблемой является социальная интеграция детей с ОВЗ в современном социуме. Мою группу посещают дети с тяжелым нарушением речи (ТНР) и их социализация имеет свои особенности. Общее недоразвитие речи, тяжелые нарушения речи, характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико – грамматической.

Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, изменения темпа речи, ее плавности влияют на социальные контакты и учебную деятельность детей, порождают определенные особенности поведения.

Дети с тяжелым нарушением речи, нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным. У таких детей, как правило, нарушены мелкая и крупная моторики, в обучении дети быстро утомляются, в образовательной деятельности им трудно переключаться с одного вида деятельности на другую деятельность.

Дети с пониженной возбудимостью склонны к тормозным реакциям, проявляют робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания, настойчивости в доведения дела до конца.

Со стороны эмоционально – волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Часто, дети с ТНР, очень раздражительны от того, что их не понимают окружающие, они испытывают трудности коммуникативного характера. Дети становятся молчаливыми, замкнутыми, предпочитают одиночество. Дети стесняются своего недостатка, не раскрываются, и с ними порой очень тяжело найти общий язык. Поэтому для меня важнейшей задачей, является обеспечение благоприятного социально – личностного развития детей с ТНР и социализация их в обществе.

В группе ведется система педагогического сопровождения дошкольников с ТНР. Педагогическое сопровождение осуществляется воспитателями, учителем – логопедом, педагогом – психологом и родителями. Учитель – логопед ведет групповые, фронтальные и индивидуальные занятия с детьми по лексическим темам. Я, как воспитатель речевой труппы, занимаюсь закреплением постановкой и автоматизацией звуков, веду работу по развитию фонематического слуха. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка.

По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «… дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание весьма неустойчивы, поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Конечно, нашим детям, тяжело дается обучение, но кропотливая работа воспитателя дает положительные результаты. Я вижу положительную динамику в развитии речи детей.

Я считаю, что первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от воспитателей и специалистов, что у ребенка есть серьезные проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны и как помочь.

В связи с этим, а, также следуя основным положениям ФГОС, одним из направлений помощи детям с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования является работа с родителями.

Я приглашаю родителей участвовать в образовательно – развивающей работе с детьми и видеть, каких успехов добился ребенок.

Моя деятельность заключается в эффективности образовательно – развивающей работе; активизации речевых, познавательных, эмоционально – личностных возможностей детей с ТНР. Помогаю детям осознать свой социальный статус и освоить основные способы социального взаимодействия.

Для развития правильного произношения, я использую дидактические игры, сделанные своими руками: «Расскажи сказки». Используя эти игры, можно выполнять разные задания с детьми, например, «Расскажи любимую сказку», «Назови ласково», «Один много», «Опиши сказочного героя», «Кто во что одет?» (Приложение 1).

Целью которых, не только коррекционная работа с плохо говорящими детьми, но и развитие их коммуникативных способностей, умения сотрудничать, работая в группе. Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Детям с тяжелыми нарушениями речи, трудно реализовать себя и почувствовать значимым в какой-то сфере деятельности. Это нужно учитывать при организации сюжетно – ролевых игр, театрализованной деятельности.

На мой взгляд, одним из главных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо заниматься является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в его деятельности, ощущения радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознание смысла и результата своих усилий. Нужно организовать так образовательную деятельность, чтобы каждый ребенок с ТНР чувствовал ситуацию успеха. Успех в труде – первостепенное условие становления личности человека. Это внутренний, радостный настрой и комфорт ребенка.

Моя работа совестно с учителем – логопедом, педагогом – психологом, а также с родителями, приводит к положительным результатам.

Постоянная работа над правильным звукопроизношением, над формированием правильной речи детей, дает им возможность более правильно, грамотно и более развернуто высказываться. Дети быстро овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. Происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально – волевых и личностных качеств ребенка, что способствует формированию его социальной активности в обществе.

 

Библиографический список:

  1. Бгажнокова И.М. Адаптированная рабочая программа. 2016 г.
  2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. 2010 г.
  3. Дроздова Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. 2010 г.
  4. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. 2017 г.
  5. Тригер Р.Д. – Психологические особенности социализации детей с ТНР.

 

Приложение 1.

                                                                    Сказка «Три поросенка»                                               Сказка «Зимовье»

                                                              image                           image

На альбомных листах нарисованы: домик – теремок, сказочные персонажи из русских сказок, элементы деревьев и цветов, также нарисован задний фон (пейзаж). Готовые красочные картинки обклеиваем прозрачным скотчем.         

Затем из картона готовим основу, на которую устанавливаем композиции из сказочных героев. Сказочных героев прикрепляем или вставляют с помощью счетных палочек или маленькими и большими прищепками.

 

image   image

 

«Расскажи любимую сказку»

 

                                                                                   image                         image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_-2022.doc2.04 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры по сенсорному воспитанию для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок» на тему «В гости к кукле Тане»

Данная игра разработана в соответствии с программой ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой. Будет по...

Работа в составе творческой группы по работе стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

Представляю некоторые материалы о работе стажировочной площадки, участником которой я являлась с 2012 по 2014 г.Учительская газета №39, от 24 сентября 2013 г."Столичное ноу-хау - стажировочные пл...

Городская установочная конференция "Открытие стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья" 2013-2014 г.

Представляю отчет о Городской уствновочной конференции "Открытие стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья" 2013-201...

Образовательная среда как фундамент для обучения и воспитания; развития и ее коррекции; социализации и здоровьесбережения особого ребенка в ОУ и семье.

Дети с ограниченными возможностями должны получать всестороннее развитие, воспитание и образование согласно их индивидуальным возможностям, так же как и нормально развивающиеся дети. Об этом гласит «К...

содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»

содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образоват...

Статья " Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения"

в статье рассматриваются основные задачи семьи на различных этапах развития и социализации ребенка с нарушением зрения, обозначаются родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения, оп...