Презинтация
методическая разработка (младшая группа)

Лейла Абдулсамовна Кызласова

Презентация по теме "Психологическая характеристика детей с задержанным психическим развитием (ЗПР), особенности их обучения и воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая характеристика детей с задержанным психическим развитием (ЗПР), особенности их обучения и воспитания. Выполнила : Кызласова Л. A.

Слайд 2

Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В. Лебединский ) Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. (Н.М. Назарова) ДИЗОНТОГЕНЕЗ – НАРУШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА Задержка психического развития

Слайд 3

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Слайд 4

К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы) дети, испытывающие трудности адаптации , в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин: остаточных явлений легких повреждений ЦНС или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка

Слайд 5

Медико-биологические Социально-психологические Образ жизни Стиль воспитания Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей и другие неблагоприятные факторы слабовыраженные минимальные поражения головного мозга (ММД) генетика травмы Функциональность Незрелость ЦНС Причины ЗПР Слабость процессов торможение и возбуждение

Слайд 6

Причины ЗПР и последствия Нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции Расторможенность, тревожность, «застревание», медлительность, обидчивость, плаксивость Малая работоспособность, быстрая истощаемость, аритмия памяти, внимания, замедленное формирование речи Медико-биологические слабовыраженные минимальные поражения головного мозга генетика травмы Функциональность Незрелость ЦНС Слабость процессов торможение и возбуждение

Слайд 7

Причины ЗПР и последствия Нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, мыслительных процессов и речи Замедленность переключаемости психических процессов Неспособность к систематическому труду Аффективная лабильность Социально-психологические Образ жизни Стиль воспитания Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей

Слайд 8

В.П. Кащенко: «Мы должны знать ребенка – знать больше и лучше, чем знаем устройства машин, с которыми работаем, мы должны знать методы, приемы его воспитания, как мы знаем способы управления машиной. Эту мысль я хотел бы нести не только в каждую школу, но и в каждую семью, хотел бы сделать ее достоянием всех, кто сколько-нибудь соприкасается с ребенком…»

Слайд 9

Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР сниженный уровень познавательной активности устная и письменная речь содержит негрубые нарушения часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований; проявляется СДВГ, импульсивность, тревожность, агрессивность; затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности информацию, идущую от учителя, воспринимает замедленно и также её перерабатывает словесно-логическое мышление недоразвито низкий уровень работоспособности, объём и темп работы, быстрая утомляемость, внимание характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте

Слайд 10

Виды педагогической помощи Стимулирующая Учебная Обучающая Направляющая внутриклассная дифференциация, коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, объема и уровня сложности учебных заданий помогает сконцентрировать внимание, нацеливает на решение задачи, указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий показать ученику последовательность и образец выполнения задания

Слайд 11

Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Важно помнить:

Слайд 12

Направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей с ЗПР ( С.Г.Шевченко, автор программ КРО) обогащение кругозора детей; приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта; формирование умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку; адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей; взаимообучение, диалогические методики; оптимальность темпа с позиции полного усвоения; обогащение и систематизация словаря и развитие речи; усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно; расширение содержания учебной деятельности, требующего от школьников интеллектуального напряжения; обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного; отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей

Слайд 13

Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активности ребенка со стороны взрослого Разнообразная деятельность Наводящие вопросы Аналогии Наглядный материал Многократные упражнения Поощрения Поэтапное обобщение Образцы, инструкции

Слайд 15

Литература 1. Агавелян, Оганес Карапетович. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррек-ционной педагогики : монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян ; Новосиб. ин-т повы-шения квалификации и переподготовки работников образования. - Новосибирск : НИП-КиПРО, 2004. - 412 с. - Библиогр.: с. 405-412. - ISBN 5-87847-266-Х. 2. Винник, Марина Олеговна. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с. : ил. - (Школа развития). - Библиогр.: с. 152-153. - ISBN 978-5-222-11623-4. 3. Гарбузов, Вилен Исаакович. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов. - Москва : АСТ, 2005 ; Санкт-Петербург : Ас-трель-Санкт-Петербург. - 351 с. - (Здоровье - это просто!). - ISBN 5-17-028272-9. 4. Гудкова, Татьяна Викторовна. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова ; Но-восиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 188 с. - Библиогр.: с. 183-185. - Сло-варь: с. 174-182. - ISBN 978-5-85921-643-7. 5. Детская патопсихология : учебное пособие : хрестоматия / сост., [авт. вступ. ст. и ввод. замечаний к главам] Н. Л. Белопольская. - 3-е изд., стер. - Москва : Когито-Центр, 2004. - 350 с. : табл., схемы. - (Университетское образование). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 5-89353-109-4. 6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учите-лей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с. : ил. - Библиогр.: с. 221-223. - ISBN 5-89415-205-4. 7. Дунаева, Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва : Советский спорт, 2006. - 144 с. - ISBN 5-9718-0118-Х.



Предварительный просмотр:

Конспект игры-драматизации в младшей группе

Цель: создание условий для создания выразительного образа.

Задачи:

-развивать умение детей выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей.

-вызвать желание произносить небольшие монологи и диалоги в соответствии с сюжетом инсценировки, подражать голосам животных.

-побуждать к импровизации с использованием средств выразительности (мимика, жесты, движения), развивать эмоционально-чувственную сферу детей.

--воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение прийти на помощь.

Оборудование: кукла, колечко, разноцветный зонтик с лентами к подвижной игре «Карусель», шапочки-маски котик, петушок, медведь, курочка-пеструшка.

Предварительная работа: чтение песенок, рассматривание иллюстраций, беседа.

Ход игры

Ребята, давайте мы с вами отправляемся в сказку.

Проходите к нашей карусели, берите ленточки, мы с вами отправляемся в сказку.

1. Подвижная игра «Карусель» Воспитатель вместе с детьми:

Ели-ели, ели-ели.
Закружились карусели,
А потом бегом, бегом,
Все кругом, кругом, кругом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Дети, позовем сказку в гости?

Воспитатель вместе с детьми: Сказка, сказка, приходи!
Будут рады малыши!

Воспитатель: Кто-то к нам спешит, торопится. Посмотрите, кукла Таня идет (воспитатель вносит куклу). Ребята, что-то кукла не веселая, Таня что случилось? (воспитатель озвучивает куклу)

Ребята, было у меня красивое колечко, и потерялось.

Покатилось, покатилось, Танино колечко.
Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет?

Воспитатель: Кто же Тане поможет колечко отыскать? Кто-то к нам спешит, торопится. Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто идет к нам в гости. Мохнатенький, усатенький. Молочко пьет, песенку поет мяу, мяу. Кто это?

Дети хором: Котик!

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку, это котик торопится к нам в гости.

(Входит ребёнок в роли котика.)

Воспитатель рассказывает потешку, котик совместно с воспитателем имитирует движения:

Как у нашего кота, шубка очень хороша.
Как у котика усы, удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Котик, помоги колечко найти?

Котик (ребёнок) отвечает: Я вам помогу, но сейчас я не могу, мышку в норке стерегу. Мяу! ( Котик убегает).

Воспитатель: Кто же Тане поможет колечко отыскать? Кто-то к нам торопится. Отгадайте загадку: утром рано встает, песню громко поет, «кукареку» – это петушок.

(Входит ребёнок в роли петушка).

Воспитатель: Встал утром петушок, пригладил красный гребешок, крылышками помахал, дорого утра пожелал

(Ребенок выполняет подражательные движения вместе с воспитателем.)

Воспитатель: Помоги, нам, колечко найти!

Гусь (ребёнок): Я сейчас не могу, я песню пою «кукареку»! (герой уходит).

Воспитатель: Кто же Тане поможет колечко отыскать? Кто -то к нам спешит!

Входит ребёнок в роли курочки.

Воспитатель: Здравствуй курочка-пеструшка, помоги Танино колечко найти!

Курочка (ребёнок): А вы поиграйте со мной.

Курочка зовет детей играть. Дети выходят на поляну выполняют и поговаривают слова совместно с воспитателем.

Подвижная игра «Вышла курочка гулять».

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Съели жёлтого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы полное корытце.
Квочет курочка: «Ко-ко-ко не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите».(
дети садятся на стулья).

Помоги нам курочка!

Курочка (ребёнок): Я вам помочь вам не я не могу, я цыпляток стерегу (курочка уходит).

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то идет?

Выходит медведь (ребёнок)

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Одна шишка отлетела

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ.

А я Тане помогу, и колечко ей найду!

Воспитатель:

Не ищи кольца, медведь.
Не старайся, молодец.
Наша Танечка мала,
И сама искать пошла.

(воспитатель с куклой «ищет» колечко)

Потихоньку, помаленьку, со ступеньки на ступеньку,
По тропинке вкривь и вкось, тут колечко и нашлось.

Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!
Артистами ребята побывали.
И сказку, вы ребята, показали.
Артисты, зрители – все были хороши,
По хлопаем друг другу от души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презинтация конспекта занятия по формированию основ здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровых зубов"

Представляю вашему вниманию презинтацию и конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровых зубов"....

Презинтация проекта для младшего дошкольного возраста "Дикие и домашние животные"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром лю...

презинтация "Психологическая готовность к школе"

Психологическая готовность к школе.Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер,...

Презинтация на тему"Работа с родителями"

В нашем обществе обращается большое внимание на формирование всесторонне развитию личности. Вот почему очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего­уровень во...

Презинтации

Презинтация индивидуального логопедического занятия...

Презинтация предметно - развивающей среды в первой младшей группе

В моей презентации представлен вашему вниманию педагогический календарь на страницах, которого в течении 9 учебных месяцев я буду рассказывать о предметно - развивающей среде в первой младшей группе....