Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора
консультация (старшая группа)

Винокурова Анастасия Артуровна

консультация для родителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству стало предметом пристального внимания не только преподавателей школ, но и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержание и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность. Многочисленные жанры фольклора – предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение.

    Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. И наша задача - научить детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

       Детский музыкальный фольклор несет в себе огромный воспитательный потенциал, отвечая таким принципам педагогики, как доступность, культуросообразность.

Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства.

         К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее).  Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде.

       В настоящее время увлечение фольклором не случайно и не дань моде, «но естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое, надвигающееся». Корней общих, неведомыми историческими путями преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. «Развитый художественный вкус – ключ, открывающий двери в область прекрасного… в воспитании музыкального вкуса народно – песенная классика может сыграть крупнейшую роль»

      Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

      Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения ребенка. Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

 Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Используя в детском саду народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, мы тем самым развиваем чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.  Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

     В заключении хотелось бы сказать, что целенаправленная, систематическая и последовательная работа в данном направлении приводит к тому, что дети  не только знакомятся с фольклором, но и любят его, используют в своей жизни. Они становятся активнее, эмоциональнее, у воспитанников расширяются представления об окружающей действительности, о народном быте, повышается интерес к музыкальному фольклору.

       Ребята поют русские народные песни, быстро узнают знакомые мелодии, движения их становятся более раскованными, более выразительными, а это значит – развивается музыкальная память, слух, чувство ритма.

              Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей средствами фольклора через театрализованную деятельность"

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения ...

опыт работы по теме "Развитие творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности"

Предлагаю свой опыт работы по теме " Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности"...

«Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду»

Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проя...

Доклад "Как влияет тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя на развитие творческих способностей и музыкальности у детей дошкольного возраста"

Совместная согласованная деятельность музыкальног руководителя и воспитателя- результат достижения поставленных целей программы развития ребёнка дошкольного возраста....

"Развитие творческих способностей в музыкальном развитии детей".

Развитие творческих способностей детей происходит через музыку. У детей развиваются музыкальные способности в процессе музыкальной деятельности....