Доклад на родительское собрание «Важность развития речи дошкольников для обучения в школе»
материал (подготовительная группа)

Доклад на родительское собрание «Важность развития речи дошкольников для обучения в школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Важность развития речи дошкольников для обучения в школе»

К.Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно общаться с другим человеком по различным вопросам. Готовый к школе ребенок обладает развитым фонематическим слухом, способен различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук, понимает смысл слова. Речь является не только средством общения, но и объектом познания, выполняет коммуникативную, регулятивную и планирующие функции.

Поэтому одной из наиболее важных задач на этапе обучения старших дошкольников является развитие речевой деятельности. Если мы  хотим, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет)

Ребенок собрался в школу. Конечно, нам хочется, чтобы он успевал по всем предметам, легко усваивал материал, хорошо читал, мог рассказать о чем-то, убедить в своих знаниях учителя. Кроме того, любому школьнику необходим опыт речевого общения, ведь он следующие лет 10-15 (школа, колледж, институт) будет вовлечен в активную речевую жизнь.

Взрослеющий человек должен доказывать свое мнение, объяснять решение задач, отвечать развернуто на вопросы учителей. Ему просто необходимо умение изъясняться понятно, точно, правильно. Многие проблемы можно решить уже сейчас, в старшем дошкольном возрасте, используя самое действенное средство и любимое занятие любого ребенка – игру.

К моменту поступления в школу ребенок должен:

  • правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов);
  • иметь достаточный словарный запас (владеть общеупотребительной лексикой);
  • уметь пользоваться разными способами словообразования
    (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т. д.);
  • грамматически правильно строить предложения; употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т. д. сформированность грамматического строя речи);
  • правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам, пересказывать небольшие литературные произведения, заучивать наизусть стихи (сформированность связанной речи);
  • находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте).

Уважаемые родители!

  • развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе;
  • речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка;
  • связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог;
  • работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте;
  • формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения;
  • в старшем дошкольном возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения;
  • для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова;
  • словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности;
  • для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта;
  • слушайте и слышьте друг друга.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

7. Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Играйте с ребенком в разные игры.

14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

 Любите своих детей, помогайте им. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

данный материал поможет родителям сфрмировать внутренний мир ребёнка....

Доклад на родительском собрании Тема: «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в младшем возрасте»

     Актуальность темы: именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение ...

Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

Доклад на родительское собрание.Тема "Развитие творческих способностей дошкольников"

Доклад на родительское собрание.Тема: "Развитие творческих способностей дошкольников"...

Доклад на родительском собрании на тему «ООД, как форма обучения в детском саду».

Цель данного доклада: познакомить родителей с понятием «обучение в детском саду»;дать представление о занятиях, на которых осуществляется обучение детей в группе;способ...

Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Программное содержание:  Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивнойдеятельности.Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье. Фо...