Консультация для родителей учителя - дефектолога «Значение пальчиковых игр для развития ребенка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

        Когда ребенок  говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики — это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_palchikovoy_gimnastiki.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

учителя - дефектолога

«Значение пальчиковых игр

для развития ребенка»

       Известный педагог Сухомлинский В. А. сказал:  «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках  их      пальцев».

      Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

      Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

      Прежде всего,  мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. 

     Пальчиковая гимнастика развивает умение ребенка подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. 

         Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И  родителям, нужно помогать ребенку его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием дошкольник сможет научиться, только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. 

        Когда ребенок  говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики — это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями. 

      В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти ребенка.

      А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории». 

      После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма. 

Картотека пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Предлагаю Вам попробовать поиграть с детьми

Начинаем с разминки

Катаем шестигранный карандаш между ладошками

«Карандаш в руке катаю,

Между пальцами верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

Коноваленко В. В., Коноваленко св. К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха тельно-голосовые упражнения

Теперь родители массируют руки ребенку

«Мышка мыла мышам лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку –

Смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла…»

Мейнстрим (Страница 368) - Статусы вконтакте цитаты в контакте

Теперь можно перейти и к самим упражнениям.

Все пальчиковые упражнения можно разделить на 3 группы:

1.Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел.

Оттого и потолстел.

2.Упражнения для пальцев статические, т.е. простое изображение предмета.

Стул

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Флажок

Я флажок в руке держу

И ребятам им машу.

(4 пальца – вместе, а большой палец опущен вниз).

Цепочка

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д.)

Заяц

Ушки длинные у зайца,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).

Физкультминутка, пальчиковые игры для детей Жирафенок

3.Упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стихов).

Солим капусту

Мы капусту рубим, рубим,          (ребром ладони рубим)

Мы морковку трем, трем,           (кулачки трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим,           (солим щепоткой)

Мы капусту мнем, мнем.         (пальчики сжимаем и разжимаем)

Стираем платочки

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрем.           (трем кулачок об кулачок)

А потом  повыжимаем,

Мы платочки отожмем.           (движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем,          (встряхиваем кисти рук)

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.   (кулачком правой руки гладим ладонь левой)

А теперь платочки сложим          (хлопки ладошками)

И все дружно в шкаф положим.        (руки на коленки)

       Для пальчиковых игр вы можете использовать любые стихотворения и песенки, потешки и сказки. Играйте с ребенком, занимайтесь и получайте удовольствие от занятий. Ведь пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них весьма впечатляющая.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"

Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"...

Консультация для родителей на тему "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"

Автором представлен материал для родителей о значении пальчиковых игр в развитии речи детей....

Консультация для родителей на тему: "Значение прогулки в развитии ребенка дошкольного возраста"

Статья о важной роли прогулок  в физическом и интеллектуальном разитии ребенка...

Консультация для родителей «Ловкие пальчики» Значение пальчиковой гимнастики в развитии ребенка -дошкольника.

Консультация для родителей    «Ловкие пальчики»  Значение пальчиковой гимнастики в развитии ребенка -дошкольника....

Консультация для родителей на тему: «Значение пальчиковых игр на развитие речи ребенка 2-3 лет»

Консультация для родителей на тему:«Значение пальчиковых игр  на развитие речи ребенка 2-3 лет»...