Проект «Возвращение к истокам»
проект (подготовительная группа)

Шпиталева Оксана Анатольевна

В реализации проекта семья является равноправным субъектом образовательного процесса. В тесном сотрудничестве с родителями осуществляется единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvrashchenie_k_istokam.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Возвращение к истокам»

(реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

в подготовительной группе

Тип проекта: долгосрочный, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Участники проекта: воспитатели группы, специалисты ДОУ, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь-май.

Актуальность проекта

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач нашего образования. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Без ценностей, заложенных в семье люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир. Очевидно, что семья и дошкольная организация, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

В реализации проекта семья является равноправным субъектом образовательного процесса. В тесном сотрудничестве с родителями осуществляется единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников.

Проект «Возвращение к истокам» ориентирован на детей дошкольного возраста 6-7 лет и их родителей. Мы включили мероприятия, направленные на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к народному искусству, семейным ценностям. Проект учитывает основные принципы ФГОС ДО, которые направлены на поддержку разнообразия детства через организацию различных мероприятий, сотрудничество с семьями воспитанников.

Цель проекта: приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.

Задачи проекта:

  • Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Формы работы с детьми:

  • Занятия (НОД)
  • Игры
  • Беседы
  • Театрализованные постановки с участием детей.

Формы работы с родителями:

-Анкетирование родителей:

-Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе, изготовлению атрибутов к запланированным мероприятиям с детьми.

-Консультации для родителей;

-Папки-передвижки;

-Индивидуальные беседы с родителями:

-Рекомендации родителям.

-Совместные мероприятия.

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

организационный

-обоснование актуальности темы, мотивация еѐ выбора, определение цели и задач проекта;

-подбор литературы, пособий, атрибутов;

-сбор информации из различных источников по теме;

-создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;

-разработка методического материала по теме.

-информирование родителей о задачах и содержании проекта;

-вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

-обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Сентябрь

2 этап

основной

-Составление плана проекта, определение сроков реализации;

-Разработка конспектов образовательной деятельности, презентаций и видеоматериалов;

-Разработка и изготовление практического и наглядного материала;

-Взаимодействие с родителями: создание информационного пространства; беседы, консультации с родителями.

Октябрь –май

3 этап

заключительный

-Обобщение результатов работы по проекту;

-Анализ         деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;

-Презентация  опыта работы по проекту.

Май

План мероприятий проекта

«Возвращение к истокам»

Наименование мероприятий

Содержание мероприятий для родителей

Содержание мероприятий для детей

Сроки

Знакомство родителей с темами проекта «Возвращение к истокам»

Анкетирование родителей с целью выявления потребностей и интересов.

Беседы по вопросам воспитания детей в условиях дома

Наблюдение. Игры. Беседы.

 

Сентябрь

Моя Родина-моя Россия»

Цель: Формировать представления о родном городе и других городах,

Формировать первоначальные представления, о государственной символике.

Знакомить с бытом россиян в  старину.

Знакомить с народными промыслами.

Познакомить с праздником «День пожилого человека»

Создать в группе атмосферу доброжелательности и хорошего отношения.

Оформление папок или тематических альбомов: «Государственная символика», «Москва – столица нашей Родины», «Наш любимый город», «Город родной, мы гордимся тобой!» (достопримечательности города, предприятия нашего города)

Оформление дидактической игры «Найди флаг России», «Герб города», «Путешествие по городу»

Разработка и проведение цикла бесед «Мой родной город», «Россия – Родина моя», «Русский национальный костюм»

Рисование «Улицы нашего города», «Мой двор», «Центр города» и т.д.

Д/игры: «Слушай внимательно, думай старательно», «Выбери правило вежливости», «Подбери слово», «Четвёртый лишний»

«Изготовление подарков бабушкам и дедушкам»

Октябрь

Итоговое мероприятие «День пожилого человека»

«День народного единства»

Цель:   формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; способствовать развитию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.

Оформление папки-передвижки «День народного единства».

Консультация для родителей «Страницы прошлого читая».

Привлечение родителей к подборке наглядности.

Выставка «Национальный калейдоскоп»

Рекомендации для родителей: «Какие книги о Родине можно почитать детям дома».

Участие в мероприятии

Беседа: «Мы такие все разные – давайте, будем дружить»

Слайдовая презентация «День народного единения».

Конкурс чтецов «Мы разные, но мы едины!»

Конкурс рисунков «Наша Родина-Россия»

Активная физическая деятельность «Сильные, смелые, ловкие» - эстафеты. Знакомство с играми народов России

Развивающая настольная игра «Наша Родина».

Ноябрь

Итоговое мероприятие «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!»

«Народные промыслы России»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.

Рекомендации родителям по выполнению презентаций по теме «Народные промыслы России».

Помощь родителей  в организации выставки изделий народных промыслов

Разучивание стихотворений, частушек с детьми;    

Помощь в организации предметно-развивающей среды, организации выставки

Проведение консультации «Как познакомить дошкольника с народными промыслами дома?»

Просмотр презентации «История самовара».

НОД «История русского народного костюма»

Беседы : «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка»

Чтение художественной литературы: «Садко»(запись П.Рыбникова, отрывок),

«Никита Кожемяка», «Нежно –голубое чудо» (М.Боброва)

Дидактические игры

«Узнай узор», «Обведи и раскрась», «Русские узоры»,

«Чей сувенир?», «Собери целое»

Рисование, лепка, Аппликация «Росписи»

Декабрь

Итоговое занятие «

«Пришли святки, запевай колядки».

Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси;

Знакомить с православными праздниками;

Воспитывать духовно-нравственные чувства;

Формировать представление о традициях семьи;

Продолжать формировать доброжелательное отношение к окружающим.

«Мастер – класс» для родителей по изготовлению атрибутов к досуговому мероприятию.

Ознакомление родителей с информационным материалом на тему «Святки» через папку - передвижку.

Рекомендовала побеседовать с детьми о старинных русских обычаях празднования Нового года и Рождества.

Разучивание с детьми колядок и стихов по теме.

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями.

Просмотр презентации: «Рождество Христово».

Игры с музыкальным сопровождением: русская народная игра

«Метелица»; игра «Плетень»; игра «Бубенцы»; игра «Курилка»;

игра «Золотые ворота».

Дидактическая игра: Собери картину «К праздничку Христову».

Январь

Итоговое мероприятие «Развлечение Рождественские святки»

«Широкая масленица!

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями,  культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.     

Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в воспитании ребенка».

Мастер-класс «Масленица» совместно с детьми

Рецепты приготовления блинов для оформления стенгазеты «Мой рецепт блинов»;

Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».

Беседа: «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.  

Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание поговорок, прибауток, закличек, песен.

Организация и проведение русских народных игр и забав.

Беседа «Что за праздник, Масленица?»

Рассматривание альбома «Масленица» Поговорки про масленицу.

Заучивание стих-я «Масленица».

Тестопластика «Бублики, баранки».

Рассматривание картин русских художников «Ярмарка», Масленица»

Февраль

Итоговое мероприятие «Мастер-класс «Масленица»

«Фестиваль Дружбы»

Цель:

Рассказать и показать детям о многообразии существующих культур на примере нашего детского сада.

Педагогические задачи:

-Познакомить детей с национальным многообразием нашего детского сада.

-Рассказать, дети каких национальностей посещают наш детский сад.

-Дать конкретное представление о каждой национальности.

-Закреплять представления о дружбе, культуре и традициях.

Домашнее задание:  вместе с родителями прочитать в книгах, журналах, энциклопедиях, побеседовать с бабушками, дедушками о своей национальности (история, уклад, традиции, костюмы, кулинария).

 Найти старые  фотографии, картинки отображающие быт каждой национальности.

 Чтение детям: «Храбрый мальчик»(дагестанская сказка)

Принятие участия в утреннике

Творческая продуктивная деятельность:

-рисунки на тему:«Я-русский (башкирин, узбек, ногаец)»

-изготовление кукол ,в национальных одежде;

Составление творческих рассказов «Кто живет рядом?», «Мое любимое национальное блюдо», «Мой национальный костюм»;

Демонстрация подвижных национальных игр всех участников проекта.

Заучивание с детьми стихотворений народов России.

Март

Итоговое мероприятие «Утренник «Кругосветное путешествие для мам»

2 апреля-

«День единения народов»

Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, окружающим;

Знакомить с православными праздниками;

Продолжать формировать доброжелательное отношение к окружающим

В.Бороздин «Звездолётчики»

Рисование с детьми «Какого цвета доброта».

Просмотр мультфильма с детьми «Крошка Енот».

Чтение с детьми  пословиц и поговорок о здоровье.

Ситуативный разговор с детьми «Мои хорошие поступки».

Проведение русских народных игр «Верба - вербочка».

Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.

Беседы: «Дружба народов», «В здоровом теле здоровый дух»,

«Загадки космоса»

Д/игры: «Да - нет», «Угадай вид спорта», «Назови спорт по

показу», «Лото вежливости»

Сюжетно – ролевая игра «Исследователи космоса»

Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».

Д/и «Хорошо - плохо».

Чтение Е. Благининой «Подарок».

Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей».

Апрель

Итоговое мероприятие «Выставка поделок «Пасхальное яичко»

"Моя семья, родословная моей семьи"

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе и закреплять знания о родственных связях членов семьи;

2. Закрепить умение называть членов семьи;

3. Закрепить знания о качествах семьи;

4.Формирование представлений детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

Совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы, разучивание с детьми пословиц и поговорок о семье.

Составление презентации «Моя семья»

Рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи;

Д/и «Отгадай загадку»

разучивание индивидуальных стихов; разучивание физкультминутки

Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять внучат»

Работа в тетрадях «Жизненный путь» совместно с родителями

Май

Итоговое мероприятие «Мастер-класс «Кукла-оберег «Подорожница» 

Выставка «Мое родословное дерево»

Ожидаемые результаты проекта:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
  • Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и  внедрения программ и технологий нравственно – патриотического...

Дидактическая игра "Возвращение к истокам"

Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не сп...

Исследовательско – творческий проект «Славянская кукла – возвращение к истокам»

Паспорт проектаНазвание проекта «Славянская кукла – возвращение к истокам»Тип проекта Исследовательско – творческий.Продолжительность проекта Средней продолжительности.Участник...

Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».

Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ».               Воспитат...

Проект "Возвращение к истокам"

Приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников....

Проект "Возвращение к истокам"

Цель проекта: Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду....