Метод проектов
консультация (средняя группа)

Зайкова Елена Ивановна

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов

 

 Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо   для   реализации   проекта. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно- исследовательские        формы  деятельности. Основной тезис современного понимания метода проектов звучит так:«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов в деятельности.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

В настоящее время проекты, используемые в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике

 Творческие

(оформление результата в виде детского праздника, театрализованных представлений) Дети 5-7 лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей.

Информационные (практико – ориентированные)

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи, коллажи, выставки, открытые занятие и др.) В отличие от исследовательских и творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели, может быть различным.

Исследовательские. 

Исследовательские проекты предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). Дети экспериментируют, проводят опыты, а затем оформляют результаты в виде газет, книг, альбомов, выставок, презентаций, лэпбуков и т. п.

Игровые.

Игровые проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается. Участники подобных проектов принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, или выдуманные герои, имитирующие социальные, или деловые отношения в определённых проблемных или учебных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно – ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют необходимые действия.

По составу участников:

Индивидуальные Групповые

Фронтальные (коллективные) Выполняются всем коллективом.

По срокам реализации:

краткосрочный (1-2 недели)

проект средней продолжительности (1- 3 месяца) долгосрочный – до 1 года

Цели и задачи:

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Проект – актуален для детей, в нём обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело.

Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

Повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;

Формирование у воспитанников ряд способностей к элементарной научной деятельности; развитию креативности;

Развитию психических процессов (воображение, мышление, речь), познавательные способности дошкольников, социализации; развитию коммуникативных качеств;

повышению качества образовательного процесса;

формированию сообщества «дети – родители» через преемственность работы ДОУ и семьи.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять своё достойное место в системе дошкольного образования.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать, анализировать полученные знания. Развивать логику познания, пытливость ума, творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"

  В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позв...

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».

Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

Метод проектов как метод развития творческого познавательного мышления

Задачи обучения: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя ра...

"Основные методы и задачи метода проектов"

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Метод проектов как метод взаимодействия с семьей

Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...

«Основные методы и задачи метода проектов»

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"

Стандарт педагога предполагает  овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...