Мастер - класс "Пальчиками играем - речь развиваем"
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Делявская Марина Николаевна

Родительское собрание  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

                                           «Пальчиками играем – речь развиваем!»

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. 

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. 

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике. 

Оборудование:

- Цветные карандаши по количеству участников;

- Массажные мячи гладкие по количеству участников;

- Массажные мячи с колючками по количеству участников;

- Крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;

- Наборы для игры «Раз фасоль, два фасоль»;

- Наборы игр «Шнуровки»;

- Наборы игр «Цветные прищепки»;

- Сухой бассейн с крупами. 

Ход мастер- класса.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему:                                             «Пальчиками играем – речь развиваем!».

Девиз нашего мастер-класса: «Слышу – вижу – делаю!» 

1 часть. Теоретическое обоснование темы. 

     Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, то ребенок получает необходимый стимул для развития.

     Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

     Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы самостоятельно, завязывать шнурки и т. д.       Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, и не забывать обязательно, хвалить ребенка. 
Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Однако, по данным ученых, за последние несколько лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. 

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика– это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.    Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми, мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, можно быстро переключить внимание ребенка, увлечь.

Активизация участников мастер-класса:

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. 

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека. 

Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас! 

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее 10 раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг" сильно прижимая пальцы друг к другу. Начинаем с левой руки. Раз колечко, два колечко и т.д. затем одновременно двумя руками.

3. Потереть руки друг об дружку, до ощущения тепла.

- работа рук способствует психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

- способствует возникновению успокаивающего эффекта (китайские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

     Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве. 

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! 

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. 

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр. 
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. 

Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока».
 

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги).

Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.
Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть. 

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца. 

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы. 

Затем - средний, он стимулирует работу печени. 

Затем - указательный отвечает за работу желудка. 

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. 

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам вспомнить еще названия игр. («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.) Молодцы, спасибо большое, правильно! Молодцы, хорошо постарались. 

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже. 

2 часть. Работа с предложенным материалом. 

Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют несколько виды пальчиковых игр:

Первый вид- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть, возьмите массажные мячи:

Упражнение с мячом массажным.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Игры с прищепками для детей это веселое и интересное, а также необыкновенно полезное занятие. Именно тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша, вырабатываются хватательные навыки, укрепляется и развивается кисть.

Предлагаю вам оживить наши картинки! Работа с прищепками.

Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка. Многих родителей шнуровки привлекают еще  и потому, что их можно сделать  самостоятельно, используя подручные материалы и инструменты.                                                                                  Предлагаю вам выполнить: Упражнение «Шнуровка»

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.                      В одну такую игру коллеги мы сейчас с вами поиграем.

Этот пальчик – дедушка.                         По ходу чтения, загибается на ручке пальчик, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка.  

Этот пальчик – папочка.                        

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми. 

     Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть крышки от бутылочек, детского питания «Агуша».

Например: Пальчиковая игра «Крышки»:

Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук) 

Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд) 

И пошли по переулку

На весёлую прогулку. (пальчики шагают).

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!-  Мишка косолапый, по лесу идёт…  или                                                                                                                                                                        - Идет бычок качается…

Хорошо, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому  рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речи.

Предлагаю вашему вниманию игру «Чудесный мешочек», а теперь возьмите шишку и покатаем ее в руке.

Мишка с шишкою играет,

Между лап её катает,

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Дети все довольны.

Игры с крупами, фасолью и макаронами способствуют развитию мелкой моторики. Игра «Пересыпаем крупы».

Это самые простые, но любимые всеми детьми игры. Можно просто пересыпать из миски в миску, в воронку, руками, ложками разного размера. Достаем из крупы фасоль, складываем в бутылку, миску.

Игра «Сортируем макароны»

- Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик!

Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны по разным тарелочкам.

Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.).

Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки. 

Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей.

3 часть. Рефлексия.

Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!

Свое выступление я закончу такими словами – уделяйте больше времени для общения с вашим малышом, играйте с ним, разговаривайте, свободную минутку посвятите разучиванию новой пальчиковой игры, побольше рисуйте, конструируйте – ведь мы с вами уже знаем – Ум ребенка находится на кончиках пальцев.

Две руки

Нам две руки природою даны, 

И обе драгоценны и нужны. 

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает. 

А что же остается у того, 

Кто не жалеет в жизни ничего? 

В его руках богатство остается, 

Оно любовью к ближнему зовется. 

На заключительном этапе мастер- класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение:

- Что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оргпроект мастер-класса «Играем, речь развиваем»

Оргпроект мастер-класса «Играем, речь развиваем»Предназначение:1.     Актуализировать представление обиспользовании игр для развития речи в домашних условиях.2....

Мастер-класс "Играя,речь развиваем!"

Мастер-класс для педагогов ДОУ....

Мастер-класс для родителей в старшей группе по развитию речи «Играем — речь развиваем»

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....

Мастер - класс "Играем - речь развиваем!"

Мастер - класс для родителей,в какие игры можно играть с детьми,чтобы развивать речь...

Мастер-класс "Играем-речь развиваем"

Мастер-класс для родителей...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...