Рекомендации для родителей
методическая разработка (старшая группа)

Соловей Наталья Михайловна

Упражнения для развития речевых умений и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по теме: «Упражнения для развития речевых умений и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Речь является одной из сложных психических функций человека. При осуществлении речевого акта задействуются отделы речевого аппарата (дыхательный, голосовой, артикуляционный), но ведущая роль в этом процессе отводится деятельности головного мозга. Для того, что бы речь была понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и автоматическими. Слух и зрение играют определенную роль в развитии речи человека.  Ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата  сигналам, поступающим от слухового анализатора, а зрение побуждает наблюдать  за речью говорящего человека, подражать ему.

Крик и плач младенца подготавливают его речевой аппарат к дальнейшему развитию, вскоре малыш начинает реагировать на звук и интонацию голоса, научается гулить, затем лепетать, произносить слоги, интонировать и менять тембр голоса. К 6 месяцам малыш способен связывать звуки с предметами, а к 1 году произносить первые слова. В период дошкольного детства происходит активное развитие речевых функций-совершенствуется звукопроизношение и лексико-грамматический строй,  увеличивается  словарный запас, развивается фонематическое восприятие, усложняется содержание и объем речи. Своевременное и правильное речевое развитие позволяет ребенку постепенно расширять запас знаний об окружающем мире. Происходит развитие мышления. Речь ребенка формируется не спонтанно, а под влиянием речи окружающих, достаточной речевой практики и педагогического воздействия.

Существует множество методик, направленных на развитие речевых умений, которые можно использовать в домашних условиях-это артикуляционные упражнения, звукоподражания, произношение чистоговорок, скороговорок, упражнения для развития речевого дыхания, слухового внимания и пр. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из главных показателей развития интеллекта детей.

Большую часть времени дети проводят в окружении близких взрослых, а несколько минут, проведенных в интересных играх с ребенком,  помогут создать условия для развития речи малыша, подготовки руки к письму и рисованию, развитию двигательных умений и зрительной координации. Сопровождаемые стишками игры способствуют развитию слуховое восприятие, чувства ритма, памяти и подкрепляют интерес к деятельности.

Рекомендации:

  • Для достижения видимого результата выполнять игровые упражнения  систематически, каждый день
  • Игровые упражнения  на развитие речевого дыхания выполнять не более 3 раз  каждое
  • Пальчиковые упражнения выполнять каждой рукой, постепенно добиваться четкости выполнения движений

Игры для развития речевого дыхания

  1. «Шарик»-надувание воздушного шарика
  2. «Пузырьки» -выдувание воздуха через трубочку в емкость с водой
  3. «Математика»-счет до 3 на выдохе, на вдохе
  4. «Вертушка»-вращение лопастей игрушечной вертушки при помощи длительно выдыхаемой воздушной струи (губы-трубочкой)
  5. «Футбол»-закатывание  пластикового шарика в игрушечные воротца меняя силу и направление воздушной струи
  6. «Ветерок»-после спокойного вдоха, выдувание воздуха вверх, на челку (через сложенный «чашечкой» язык)
  7. «Лягушка»-спокойный вдох носом, короткий выдох ртом на нарисованную на бумаге лягушку(2*2 см.)
  8. «Снегопад»-подбрасывание кусочка ваты и выдувание
  9. «Аромат цветка»-короткий вдох, задерживаем дыхание, выдох через рот со словами: «Ах»

Упражнения с массажным мячиком

  1. Прижав мячик к столу делать круговые движения со словами: «Мячик я рукой прижму и по кругу проведу
  2. Положив мячик на ладонь, сжимать и разжимать его приговаривая: «Мячик посильней сжимаю, силу ручкам добавляю»
  3. Расположив мячик между ладонями обеих рук, делать движения кистями рук вперед-назад: «Кручу, верчу, уехать хочу»
  4. Положив мяч на стол, прижимать к нему пальцы обеих рук, начиная с большого(одновременно, поочередно): «Раз, два, три, четыре, пять-начинаю я играть»
  5. Перебрасывать мяч из ладони в ладонь, ловить сжимая: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался в скач?» (на каждое слово делать бросок)
  6. Делать резкие, быстрые броски мяча одной рукой, ловля другой рукой: «Бросай одной, лови другой, мой мяч летит к себе домой»
  7. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками: «Выше неба, выше крыш, полетит наш мяч-малыш»

Игры с массажным мячиком (со словами)

 «Перелетные птицы»

Солнце греет, день длинней (прокатываем  мяч между ладонями)

В небесах крик журавлей (перекидываем мяч из руки в руку)

Возвращаются грачи (круговые движения мячиком по ладони)

Стая  уточек кричит (смена руки)

Лебедь к озеру стремится (перебираем мяч пальцами обеих рук)

Весне радуется птица! (сжимаем мячик двумя руками)

«Мыло»

Скользкое мыло играет с руками! (перекидываем мячик из руки в руку)

Сколько тут пены! Сравню с облаками (крутим мяч подушечками пальцев обеих рук)

Нежная, легкая, может летать, (сжимаем и подбрасываем мячик вверх)

И сквозь нее моих рук не видать (потрясти мяч в руках)

Смою водой, полотенцем протру (хаотично прокатываем мяч по всей руке, включая запястье

Руки от грязи я берегу! (смена рук)

«На дороге»

Безопасность на дороге (сжимаем мяч в кулаке)

Светофор наводит строгий. (катаем мяч по столу ладошкой)

Его машины слышат безотказно (вращаем мяч на подушечке большого пальца правой руки)

При движении разном (на указательном)

Аварийных ситуаций (на среднем)

Станет меньше, коль стараться (на безымянном)

Будут –пешеход, шофер (на мизинце)

И работать светофор! (сжимаем мяч двумя руками)

Игры с карандашами

«Фрукты»

Полезные фрукты куплю на базаре (раскачиваем карандаш,  держа между большим и указательным пальцами)

Такие, ребята, когда-то видали? (раскачиваем указательным и средним)

Сладкое манго тает как мед! (между средним и безымянным)

Финик, который на пальме растет (раскачиваем карандаш, держа безымянным и мизинцем)

Крепкий и круглый чудо кокос (повторяем игру другой рукой)

Киви с гранатом тоже принес!

Это богатство на блюдо сложил

И за обедом гостей угостил!

«Мальчишки и девчонки»

Я мальчишка/девчонка, я- (имя) (карандаш находится между указательным и средним пальцами, «шагаем» снизу вверх чередуя руки)

И пока еще шалю. (карандаш лежит на столе, стучим по нему подушечками пальцев)

Подождите вы немножко. (карандаш в правой руке, стучим карандашом по столу)

Я вас точно удивлю! (карандаш в левой руке, стучим карандашом по столу)

Буду мастером на все руки (прокатываем карандаш между ладонями)

Думать умной головой. (карандаш зажат в кулак, скатываемся сверху вниз, меняя руки

В жизни не бывает скуки (карандаш стоит на столе, покачиваем его из руки в руку)

Если занят ты, друг мой!

Игры с пуговицами

«Мы играем»

Я играю, я скачу, (стучим шляпкой пуговицы по всей ладони)

Друга тоже научу. (меняем руки)

По комнате прыг-скок конем, (перекидываем пуговицу из руки в руку)

Клад мы потом найдем (зажимаем пуговицу в кулак одной руки, затем другой)

Построим дом, играем в стадо! (передвигаем пуговицу от центра ладони покаждому пальцу, меняем руки)

Даже компьютера не надо! (касаемся ножки пуговицы подушечкой каждого пальца, меняем руки)

Так играть нам интересно! (зажимаем пуговицу между основаниями пальцев, начиная с большого и указательного)

Что скажет мама? (то же другой рукой)

Неизвестно…..

«Береги природу»

Береги природу, друг! (крепко сжимаем пуговицу в кулаке)

Это знают все вокруг, (тоже другой рукой)

Чтобы хорошо дышалось (перекидываем пуговицу из руки в руку)

И другим потом досталось: (трясем пуговицу между ладонями

Запах ландышей весной, (продвигаем пуговицу мелкими шагами от центра ладони к подушечке пальца, начинаем с большого пальца)

Тропа зверей на водопой,

Муравейники-дворцы,

В гнездах – бойкие птенцы,

И закаты и рассвет….

Другой планеты у нас нет!

 

Упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха

  1. 1«Угадай, звук». За ширмой издаются различные звуки (шелест бумаги, движение колес машины, свист в свисток), ребенку нужно угадать название предмета
  2. «Кто позвал?»  Ведущий закрывает глаза, любой ребенок называет его имя. Ведущий угадывает, кто его позвал
  3.  «Слова»-взрослый называет любое слово, ребенок придумывает свое-начинающееся с последнего звука. Можно играть в «Насекомых», «Имена» и пр..
  4. «Речевой кубик»-на кубике нарисована схема с местом расположения звука (начало слова, середина, конец) , ребенок бросает кубик и придумывает подходящее к схеме слово
  5. «Колокольчик» Ведущий звенит в колокольчик за спиной голящего. Голящему нужно назвать местоположение звука (справа, слева, внизу и т.д.)

Комплексная и многосторонняя работа , включающая в себя различные упражнения  на развитие артикуляции, речевого дыхания, фонематического восприятия, формирование лексико-грамматической стороны речи, а также мелкой моторики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...