«Современные подходы к развитию элементарных естественнонаучных представлений у детей с ЗПР»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Видюшкина Лариса Борисовна

Практикум для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №22
городского округа Чапаевск Самарской области
структурное подразделение детский сад №28 «Ёлочка»

Практическая консультация

«Современные подходы к развитию элементарных естественнонаучных представлений у детей с ЗПР»

Подготовил:

учитель-дефектолог

Видюшкина Л.Б.

г.о. Чапаевск, 2024 год

Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т.к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания. Усвоение естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию.

Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не

получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Для детей с задержкой психического развития особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.  Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

             Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с ЗПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов. 

           

            1. подход

     Цель опытно-экспериментальной деятельности: научить детей с ЗПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.

           На занятиях по опытно-экспериментальной деятельности дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.  Экспериментирование способствует развитию диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, развитию собственного познавательного опыта ребёнка, развитию инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Экспериментирование создаёт особую атмосферу, которая позволяет ребёнку реализовать собственную познавательную активность. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. А просьба давать отчёт об увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Дети с ЗПР учатся составлять предложения по демонстрирующим действиям, описывать предметы, составлять их сравнительные характеристики по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного. Для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, используются: проведение экспериментов и практических действий с природными явлениями, с различными предметами, наглядные и аудиовизуальные средства (реальные предметы и их копии, картины, иллюстрации, мультимедийные презентации, звукозаписи).

Таким образом, опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным, стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимулирует к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Основная задача специалистов ДОУ и воспитателей- поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.  Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

2. подход «Использование проектной деятельности

в развитии естественнонаучных представлений о неживой природе

 у детей с задержкой психического развития»

Правильное определение и применение форм и методов коррекционно - воспитательной, коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР (а именно: осуществление комплексного подхода в развитии у воспитанников естественнонаучных представлений через экспериментирование при применении метода проекта), применение индивидуального и дифференцированного подхода к детям с проблемами в развитии позволяет эффективно осуществить коррекцию их познавательной деятельности.

Цель проекта: развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды, воспитание бережного отношения к природным ресурсам; развитие мыслительной и речевой деятельности.

В ходе интеграции образовательных областей решались следующие коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательной активности, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), слухо – зрительно - тактильного восприятия, эмоционально-волевой сферы (волевого усилия, самоконтроля).

Можно детям предложить следующие названия проектов по ознакомлению детей с объектами неживой природы: «Воздух», «Глина», «Песок». Используя данный подход специалист или воспитатель привлекают внимание и ресурсы родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Обобщение опыта работы по развитию элементарных естественнонаучных представлений в группе

Проводя исследовательскую деятельность, я поставила для себя ряд задач...

Развитие элементарных естественнонаучных представлений у дошкольников через знакомство с географическими явлениями

Традиционной для дошкольбников является игра в путешествия, многочисленные варианты которой приемлемы для детей разных возрастов. Важной особенностью игры является то, что в ней всегда есть ведущий, р...

Инновационный подход к развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Проблема развития математических способностей  детей дошкольного возраста является одной из актуальных в педагогике, в том числе в контексте преемственности дошкольного и начального школьного общ...

Статья: Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития зависит от качества психолого-педагогических условий обучения. Ни один вид деятельности де...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...