«ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ДОБРОТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГОЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (Консультация для родителей"
консультация (старшая группа)

Кретинина Алена Юрьевна

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств  приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Выполнила: воспитатель Кретинина А.Ю.

Консультация для родителей

 «ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ДОБРОТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГОЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств  приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости.

Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства

В нашем детском саду для качеств доброты был разработан проект «Эколята – дошколята ».

Проект  предусматривает формирование у детей качеств доброты и милосердия, решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей об окружающем мире.

В рамках проекта в старшей группе компенсирующей направленности №9 был  создан экологический волонтёрский отряд «Росинка».

Цель волонтерского отряда: способствовать созданию условий для формирования качеств доброты и милосердия, через экологическую волонтерскую  деятельность.

Задачи волонтерского отряда:

  • развивать познавательный интерес доброту и милосердие  ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • продолжать знакомство с животными, птицами, растениями,   закреплять знания детей  об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами  и их значение в жизни человека;
  • воспитание  осознанного, экологически  целесообразного отношения  к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.

В работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, мы выделили 4 этапа:

  1. этап - «Социально-психологическая подготовка волонтёров» (беседы, чтение худ.литературы, просмотр мультфильмов и др.);
  2. этап – Формирование волонтёрского движения «Росинка» (разработка эмблемы, вовлечение детей в движение);
  3. этап - «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (обучение малышей навыкам самообслуживания, игровая деятельность, помощь в режимных моментах и др.);
  4. этап - «Проведение акций и мероприятий, развитие волонтерского движения».

Работа на первом этапе -  знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение».  С воспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение, «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?»;

Для экологического воспитания дошкольников были разработаны дидактические игры такие как: «Все по домам», «С какой ветки детки», «Путешествие под водой» и.т.д.

«Пойдём экологическими тропами» (экологическая тропа детского сада);

«Зелёная аптека под ногами у человека» (сбор лекарственных трав;

На втором этапе - детям вместе с родителями было предложено разработать эмблему, девиз. В домашней обстановке дети вместе с родителями придумывали эскизы будущей эмблемы.

     Педагогами детского сада был организован конкурс рисунков: «Дошкольники помогают экологии!»;

       На третьем этапе в рамках волонтерского движения 1-2 раза в неделю дети старшей группы приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело (играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, участвуют в праздниках и развлечения, читают стихотворения, помогают собраться на прогулку, раздеться и т.д.).

После посещения младших групп,  дети приходили удовлетворенные  тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

По итогам волонтерского движения в конце каждого дня подводятся итоги на «Дереве добрых дел». «Дерево добрых дел - это информационный стенд, в котором фиксировались и прослеживались «добрые дела» воспитанников.

Четвертый этап – проведение акций и мероприятий. Воспитанники старшей группы вместе с родителями участвуют в различных акциях:

 «Сдай макулатуру – сбереги природу»

«Из мусорной корзинки…» (вторая  жизнь  старым  вещам – поделки из бросового  материала).

«Посади  дерево»;

«Во саду ли в огороде…» ( уход за огородом в детском саду);

«Птицы -  наши друзья» - экологическая акция проводилась с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетентности и культуры у детей подготовительной к школе группы через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями), изготавливали кормушки из разных материалов и вывесили их на территории ДОУ. Каждый день ребята следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.

  • «Создадим красоту своими руками» - облагораживание территории детского сада - в весенний период родители делились семенами, рассадой цветов и овощей, а воспитанники помогали ухаживать за цветниками и огородом на территории ДОУ. В ходе акции воспитанникам прививала заботливое и бережное отношение к природе, дети получили необходимые навыки работы с инструментами, а самое главное проявлять осознанную заботу о живом.

- «Дарим приятные сюрпризы» - с детьми волонтёрами в честь праздника пожилого человека приготовили подарки и вышли к близлежащим домам с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

- Также с детьми были посажены тюльпаны. Ребята с удовольствием наблюдали за их развитием: какая луковица быстрее проросла, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносили в специально разработанный календарь. А в завершении опыта , когда у детей выросли красивые тюльпаны, наши ребята подарили их своим мамочкам в день 8 марта.

- Ребятам было предложено посадить семена елочек, вырастить их и подарить под новый год родителям. Детям было очень интересно вырастут ли наши елочки к новому году, ребята очень старались, ухаживали за елочками и зарисовывали свои наблюдения в дневниках.

Дети проявляли и свою инициативу и предложили посадить экзотический фрукт авокадо. Мы с глубоким интересом занялись с ребятами посадкой этого растения. Ребятам было очень интересно, удастся ли вырастить экзотический фрукт в детском саду, но мы справились и у нас получился очень красивое растение, но плодов правда мы пока не дождались, но все еще  впереди.

- «Поможем братьям нашим меньшим» - дети-волонтеры вместе с родителями посетили Старооскольский зоопарк, куда приехали с подарками для животных, которые вырастили сами. Общение с живой природой и братьями нашими меньшими гармонизирует эмоциональное состояние каждого ребенка, способствует формированию позитивного мировосприятия, а также несет в себе значительный воспитательный потенциал.

-  Итоговая акция «Праздник вежливости и доброты» 

помогает развитию нравственно-этических качеств милосердия, сочувствия. У воспитанников формируется ответственность за тех, кого они приручили, милосердие, сострадание, волевые и нравственные качества

В результате проведенного опыта мы вступили во Всероссийское экологическое движение «Живая планета», участвовали во  всероссийском экологическом уроке «Мои зеленые сказки», стали участниками международного конкурса «Льва Выгодского», дети стали победителями всероссийских экологических конкурсов, муниципального конкурса «Я – исследователь» и.т.д.

Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности - забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей  ответственность за результаты воспитания своих детей.

Также у детей расширилось представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников; сформировались  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности; сформировалось ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировалось понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посред...

«ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ДОБРОТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГОЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ДОБРОТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГОЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»...