"Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста"
консультация

Васюкова Ольга Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ritmicheskogo_sluha.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

                  Консультация для родителей на тему:

              «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

    Формированию чувства ритма у ребёнка способствует сама жизнь, окружающий его мир.

Основная работа по развитию чувства ритма происходит на музыкальном занятии, но дети, придя домой, часто повторяют то, чему они научились на музыкальном занятии: танцевальные движения, музыкально-ритмические упражнения. И вы, родители, должны их в этом поощрять. Не всегда у ребёнка всё получается. Вы должны подсказать ему, как правильно выполнить то или иное движение, как сделать это красивее.

Если ребёнок не рассказывает о том, чем занимались дети на музыкальном занятии, поинтересуйтесь сами.

   Включайте музыку различного характера: весёлую, спокойную, а дети пусть придумывают движения, которые подходят и соответствуют характеру музыки.

   Дети часто смотрят детские передачи и концерты по телевизору. Попросите их, чтобы они повторяли движения за детьми,  которых видят на телеэкране. Дети с удовольствием это делают, поощряйте их в этом.

   Хорошо помогает для развития чувства ритма игра на детских шумовых инструментах. Их очень легко изготовить самим. Возьмите коробочки или бутылочки, насыпьте в них немного любой крупы – вот и получился незатейливый инструмент. Можно использовать деревянные палочки или ложки. Пусть ребёнок воспроизводит ритм любой услышанной музыки на этом «инструменте».

   В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

   Что же такое ритм?   Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.
  Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами . Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
  Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов и родителей.  Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей.  Родители закрепляют материал дома, занимаются дополнительно. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

   Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
  Используйте в игре с детьми звучащие жесты. Это хлопки, притопы, лёгкие удары по коленка, груди, щелчки.

                                  Игра «Тюшки-тютюшки»

                                   для детей младшей группы

Говорим: «Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки» ( выполняем лёгкие полуприседания и повороты кистей рук «фонарики»). Далее говорим и хлопаем: «Хлоп, хлоп, хлоп….. «Сначала медленно затем быстро»

Далее говорим те же слова, только заменяем «хлопушки» на «шлепушки» и выполняем шлепки по коленям. 3 раз шлёпаем по груди и называем это «бомбушки». 4 раз – топаем и говорим: «топотушки».

Усложняя игру, мы соединяем разные виды звучащих жестов.

Таким образом, мы развиваем ритмический слух, речь и координацию движений.

Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»

- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй, наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте, малышки — всем привет!


Упражнение с палочками «Рыбка»

(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками
Вот Передаем соседу справа
Червяк Берем другую палочку, переданную соседом слева.
Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками
Чуточку Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева
Не проси 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку Передаем соседу справа
Берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону. Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть.

Игра с палочками «Ножки»

Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
Скачет зайка косой, (Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.)
Под высокой сосной (Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Под другою сосной (Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Скачет зайчик другой (Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить)
- Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!

Игра «У оленя дом большой» Французская народная мелодия
(пение с движениями по тексту)
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежал,
В дверь к нему стучал.
Тук - тук –тук, - дверь, открой.
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.

-
У оленя(педагог показывает рога) дом( показывает домик) большой (не обхватить), Он глядит(как будто в окошко смотрит) в свое окно. Заяц по лесу бежал ( прыгают как зайчик), В дверь(как будто открывают дверь) к нему стучал(стучит). Тук - тук –тук, - дверь(открывает), открой. Там в лесу охотник (как будто из ружья стреляет) злой. Заяц, заяц (прыгают) , забегай, лапу давай(протягивает руку, как будто здоровается).
Каждый раз темп увеличивается, надо успевать изображать все слова и петь при этом.  Можно делать это на месте в круге, а можно двигаться по кругу

-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем!
А на полянке появилась лягушка и попросила зверюшек сыграть вместе с ней на музыкальных инструментах.
Обрадовались звери, вышли снова все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял ложки, лисичка взяла треугольник, даже мишка вылез из берлоги с бубном.

       Музыкальная  игра с использованием
           детских музыкальных шумовых инструментов

«Лягушкины ритмы»

Говорим: « На пузырики смотри – ритмы точно повтори»

Педагог  (родитель) играет определённый ритм – дети повторяют.


                           
Логоритиические игры

«Цок, цок, цок, цок,    -   4 притопа

Я лошадка серый бок,   -  8 шлепков

Я копытцем постучу,    -   4 притопа

Если хочешь, прокачу!»    -  4 хлопка

Дятел

Тук, тук, тук –

Дятел сел на сук –

Червячка достал -    

Своим деткам дал

сделать из пальчиков клювик  и постучать им по ладошке 3 раза

постучать по другой ладошке

поменять руки

1 клювик правой рукой вперёд,

 1 клювик левой рукой вперёд

                                                     Киска

Киска, киска, мяу, мяу,  -

киска   вышла погулять,

Киска мышку увидала  -

побежала догонять -    

 идём мягкими шагами

остановиться, притаиться

 лёгкий бег

                                              Ква-ква

Ква-ква, ква-ква,                               - пятки вместе, носки врозь, руки  

                                                               подняты вверх, пальцы раздвинуть,

                                                              выполнять пружинку (2 раза)

Солнце, травка и вода.                       – 4 шага на месте, поднимая колени.

Ква-ква, ква-ква,                               повтор движений

Наши лучшие друзья                      

                         

                                                  «Утята»

Клю-клю-

Кря-кря –

Пя-пя, пя-пя,

пя-пя-пя

Клю-клю –

Пя-пя, пя-пя,

пя-пя-пя

 руки полусогнуты в локтях, ручки изображают клювики, 2 раза «открывать и закрывать клювик»

руки полусогнуты в локтях, 2 раза поднимать и опускать локти  

«повилять хвостиком»

Руки опущены вниз, кисти приподняты наверх, 2 наклона корпуса вперёд

Вертят носиками вправо влево

Игра «Паровоз»

Чух-чух-чух, паровоз, он ребят повёз.  Он повёз зайчишек, косолапых мишек,

И лисичку и ежат, и пушистых цыплят.

(Движения выполняются по тексту)

                                               «Ёжик»

«Пых-пых, пых-пых, я нашёл грибок» (сгибать и разгибать пальцы, «фонарики)

                                                 «Белочка»

«Цок-цок, цок-цок, у меня орешек» (4 раза постучать кулачками, покрутить

кулачками)

                                                «Бегемот»                               

Бегемот,                                                          П |   хлопки

Закрой рот,                                                            П |   шлепки по коленям

Вы пугаете народ!                                               ППП|   притопы  

Честно вам признаюсь,                                     ПП ||   покачивание на месте

Я вам улыбаюсь!                                                 Соединить руки согнутые в локтях,

                                                                                изображая улыбку.

Примечание:   П -2коротких хлопка           I – 1 длинный хлопок

                                               

                                 

                                     «Две тетери»

Как на нашем на лугу            - Движения кистями вверх и вниз

Стоит чашка творогу             - Соединить 1 и 2 пальцы

Прилетели две тетери         - Взмахи рук

Поклевали                               - Сделать клювик из пальчиков, поклевать

                                                     по ладошке

Улетели                             -    взмахи

                                               Пингвин

Лёд, да лёд, лёд, да лёд, а по люду пингвин идёт,

 Лёд, да лёд, лёд, да лёд, но пингвин не упадёт.

(Идём вперевалочку, как пингвины)

                             

                                               «Еноты»

Два енота у реки -  

полоскали кушаки -

чистили манишки -  

гладили штанишки -

Мыли лапки -  

тёрли нос -

окунали

в речку хвост -

снова чистили манишки -

снова гладили штанишки

и такой круговорот -

у енотов -

 круглый год -

ноги на ширине плеч, руки на поясе, 2 наклона головы вправо-влево, и одновременно 2 полуприседания

немного наклониться вперёд, делать лёгкие движения руками вправо-влево

лёгкие движения рук по груди вниз

руки сложить полочкой, развести в стороны и двигать по направлению к центру

погладить кисть правой и левой руки

движение по тексту

присесть

выпрямить ноги и коснуться руками носочков

повтор движений

движение руками «моталочка»

присесть, руки касаются пола справа и слева

Встать и очертить наверху круг руками

                                                   

                                         «Дождик»

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва.

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскроем,

От дождя себя укроем.

 - два прыжка

- 4 раза поочерёдно касаться руками колен

- 4 хлопка

- притопы на месте

- «раскрыть зонтики над головой»

- 2 приседания

 

                                                   

«У тёти Моти»

Разминку можно проводить сидя.

Дети чётко говорят текст и делают движения, добавляя новые.

У тёти Моти четыре сына, четыре сына у тёти Моти.

Они не ели, они не пили, а только пели один куплет.

Старшая группа

1 раз: шлепки по коленям обеими руками

2 раз: добавить удары обеими носками

3 раз: шлепки чередовать с прикосновениями к плечам.

Подготовительная группа

1 раз: шлепки по правой коленке

2 раз: к шлепкам добавить удары носком левой ноги.

3 раз: добавить движения плечами поочерёдно вверх и вниз. Если сложно, то правой рукой махать ладошкой вправо влево.

Движения и текст  могут быть разными.

Далее предложить детям придумать свои движения.

                                         

                          «Лягушки»

Две лягушки вечерком на лужку сидели,

Две лягушки вечерком на луну глядели.

(Правила игры как в игре «У тёти Моти»)

                                             

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"

Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».Цель:  Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревя...

Консультация для родителей "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста".

Данный материал интересен для музыкальных руководителей....

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;-развивает познавательн...

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха  у детей дошкольного возраста  в условиях работы  с ансамблем «Ложкари»...

«Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Учить определять характер музыки. учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию....

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста

Данная статья будет полезна музыкальным руководителям и педагогам ДОУ. В ней раскрывается важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.Развитие чувства ритма - это основа музыкального ...

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»

laquo;Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»1-й слайд. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль ...