«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».
консультация

Провоторова Анастасия Александровна

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

-развивает познавательные способности;

-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ritm._sluha.docx74.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

      Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

     Ритм — неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения помогает в танце движениями подчеркнуть красоту музыкального произведения и правильно выразить характер музыкального образа.

Восприятие ритма и музыки – это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо-двигательный.

   Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка – эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

     Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры.    

     В процессе игры развиваются музыкальные способности, физические.

Кроме этого, движения под музыку являются важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, совершенствуются в выразительности выражения эмоций через движения.

У них активизируется музыкально-танцевальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, благоприятное эмоциональное состояние детей.

     Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

-развивает познавательные способности;

-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

     Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.

     Чувство ритма может формироваться в следующих видах деятельности: пении, игре на музыкальных инструментах, в процессе игры в ритмические игры. Ритмические игры развивают чувство ритма, интонационную выразительность речи с помощью двигательных упражнений.

     Специалисты утверждают, что ритмические упражнения и игры под музыку способствуют развитию у детей:

-слухового и зрительного восприятия музыки, внимания, памяти;

-согласованности движений с характером музыки, ее темпом и ритмом;

-быстроты двигательной реакции, развитию пространственной ориентировки;

-музыкальных и коммуникативных способностей.

У детей, занимающихся ритмикой однозначно формируются:

-умственные умения и действия;

-культура слушания, эстетическое отношение к играм, окружающему миру;

-речевые, певческие, двигательные навыки;

-эмоциональная сфера, положительная самооценка.

Музыкальный руководитель – Узких С. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"

Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».Цель:  Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревя...

Консультация для родителей "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста".

Данный материал интересен для музыкальных руководителей....

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха  у детей дошкольного возраста  в условиях работы  с ансамблем «Ложкари»...

«Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Учить определять характер музыки. учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию....

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста

Данная статья будет полезна музыкальным руководителям и педагогам ДОУ. В ней раскрывается важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.Развитие чувства ритма - это основа музыкального ...

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»

laquo;Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»1-й слайд. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль ...