Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста
статья по музыке

Зворыкина Валерия Артемовна

Данная статья будет полезна музыкальным руководителям и педагогам ДОУ. В ней раскрывается важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Развитие чувства ритма - это основа музыкального развития детей. Недостаточная развитость данной способноси ведет к тому, что ребенку невозможно полноценно участвовать в разнообразных формах совместного музицирования. Формирование чувства ритма занимает много времени, прежде чем стать самостоятельным навыком, поэтому работа в данном направлении должна быть в особом внимании у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_ritmicheskogo_sluha_u_detey_dosholnogo_vozrasta.doc23.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста

Актуальность работы. На современной этапе развития общества наблюдается духовное возрождение, на фоне этого вопрос о гармоничном и всестороннем развитии детей становится все более актуальным. Безусловно, гармоничное развитие личности включает в себя и художественно-эстетическое развитие, неотъемлемой частью которого является развитие музыкально-творческих способностей.

Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, которая образует основу музыкальной деятельности.

Чувство ритма — это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте у ребенка можно наблюдать чувство ритма в таких действиях как более или менее точное покачивание ногами, головой или руками, повторяющее ритм услышанной мелодии. Чувство ритма  образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Под чувством ритма как музыкальной способностью понимается восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке, а так же умение соотносить сильные и слабые доли при слушании и исполнении пьес разных жанров. Все это происходит при игре на музыкальных инструментах, в процессе движения под музыку.

Чувство ритма — одно из важнейших музыкальных способностей человека. Ритм встречается не только в музыке, но и во всем, что окружает человека. Многие ученые подтверждают то, что хорошо развитый ритмический слух благоприятно влияет на жизнедеятельность человека. Б. Теплов отмечал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Так, при слушании музыкальных произведений у человека инстинктивно возникает желание двигаться, а так же дышать в прослушиваемом ритме. Влияние ритма на слушателей очень сильно, а эмоциональный отклик на ритм представляет собой только простейшее и первичное проявление музыкальности.

Основателем учения ритмического воспитания стал швейцарский композитор и педагог Жак Эмиль Далькроз (1865-1950). Основной идеей своей теории он считал, что ребенку необходимо переживать то, что он в последствии должен усвоить. Продолжателем его теории стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание Орф уделял ритмическому воспитанию, в основе которого лежит движение, речь и игра на простейших музыкальных инструментах. Прежде чем освоить игру на музыкальных инструментах Орф использовал природные «инструменты» - руки и ноги. Он вводит такое понятие как «звучащие жесты» (хлопки, притопы, шлепки, щелчки). С помощью такой техники дети импровизируют и придумывают сопровождение к прослушиваемым песням и стихам. Сегодня «Далькроз-ритмика» - одна из самых известнейших и популярных методик музыкального образования, наряду с такими методами, как система К. Орфа, З. Кодаи, Сузуки-метод.

Ритмический слух представляет собой комплексную способность, которая включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Можно выделить следующие показатели развитости чувства ритма: выразительность движений, соответствие их характеру музыки.

В детский сад дети приходят с разным уровнем развития музыкальных способностей. Важно понимать, что музыкальный слух можно развить. Чувство ритма на музыкальный занятиях развивается у дошкольников непринужденно, так как занятие состоит из какой-либо музыкальной деятельности детей. Дети постоянно слышат в музыке определенные ритмические рисунки. Способность ребенка чувствовать равномерную пульсацию следует формировать в течение продолжительного времени. Именно поэтому песни повторяются несколько раз подряд без перерыва.

Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста — игра. Поэтому важно, чтобы задания носили игровой характер. Например, станцевать, используя «звучащие жесты», исполнить песню как утка (на слог га). Дать определенным движениям игровые названия: взмах руки — взмах крыла, быстрые движения кистью руки — ветерок или лапша и тп.

Особое значение необходимо уделять паузам в развитии ритмического слуха детей. Необходимо учить детей ощущать равномерную пульсацию из которой возникает ритм.

Одним из способов, который способствует развитию чувства ритма у детей, является узнавание мелодии по ритму. Данный способ основывается на  внутреннем слухе ребенка, и на образах, которые запечалились в его памяти.

Большим развивающим потенциалом обладает совместное музицирование. Игра в ансамбле особенно дисциплинирует ритм, доставляя ребенку при этом массу удовольствия, и дарит больше радости, чем сольное исполнение. Совместное исполнение произведений в ансамбле учит музыкальному мышлению, воспитывает чувство коллективизма. Так как игра на инструментах требует точности, синхронности, метроритмической устойчивости, то это формирует у дошкольников верное темпоощущение. Играя на детских музыкальных инструментах, у детей формируется умение различать красоту звучания разных инструментов. Благодаря исполнению в ансамбле, у детей улучшаются исполнительские навыки, они поют чище, а также двигаются более четко, следуя за ритмом.

Для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха, необходимо использовать и речевые упражнения. Ритм, который заключен в словах, фразах можно переносить на шумовые инструменты, использовать «звучащие жесты». Ритмическое декламирование текста в игровой форме является речевым музицированием.

Использование разнообразных методов, способствующих развитию чувства ритма у детей, позволяет говорить о предпосылках для развития полиритмическго слуха.

Чувство ритма у ребенка — это основа музыкального развития детей. Недостаточная развитость данной способности не дает полноценно участвовать в разнообразных формах совместного музицирования. Формирование чувства ритма занимает достаточно много времени, чтобы стать устойчивым навыком, поэтому данная работа требует особого внимания со стороны педагогов.

Использованные источники:

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М. : Просвещение, 1983.
  2. Теплов Б.М., Психология музыкальных способностей//Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия. – М.; АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – 720 с.
  3. Эмиль Жак Далькроз. Ритм. Классика XXI, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"

Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».Цель:  Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревя...

Консультация для родителей "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста".

Данный материал интересен для музыкальных руководителей....

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;-развивает познавательн...

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха  у детей дошкольного возраста  в условиях работы  с ансамблем «Ложкари»...

«Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Учить определять характер музыки. учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию....

«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»

laquo;Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования»1-й слайд. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль ...