Агрессивный ребенок
консультация

Бутылецкая Виктория Игоревна

Рекомендации составлены по материалам книги Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. "Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьми."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnyy_2.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок

Зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Портрет агрессивного ребенка

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления агрессивности у ребенка (если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 признака):

Часто теряет контроль над собой; часто спорит/ругается со взрослыми; часто отказывается выполнять правила; часто специально раздражает людей; часто винит других в своих ошибках; часто сердится и отказывается сделать что-либо; часто завистлив, мстителен; чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Правила работы с агрессивными детьми

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. (Агрессия — это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.)

Демонстрировать модель неагрессивного поведения. (Одной из причин агрессии у детей может быть агрессивное поведение родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок будет покладистым и спокойным.  Так же частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению пассивной (скрытой) агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе)

Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. (Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день. Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно).

Наказания не должны унижать ребенка. (Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно часто услышать, как ему говорят: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы.» Однако в таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я». Например, можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Как правило, такая реакция вызывает у ребенка чувство доверия.)

Обучать приемлемым способам выражения гнева.  Например:

Вербальная агрессия:1. В ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному» Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. 2. Помочь детям доступным способом выразить гнев может так называемый «Мешочек для криков». При желании ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него.

Невербальная агрессия: Оборудовать пространство подручными средствами, которые помогут ребенку выплеснуть агрессию. Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. (Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева», которая в один прекрасный день все же может “лопнуть”. Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут “осесть” внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам)

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.

Для того чтобы дети в нужный момент и управлять своим состоянием, необходимо научить ребенка понимать себя, и прежде всего — ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, и т.д.”.

Развивать способность к эмпатии (сопереживанию) и расширять поведенческий репертуар ребенка. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если произошла ссора или драка, можно разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка (любые игрушки). На глазах у ребенка гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла, а затем просят помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Материал для беседы с родителями на тему: «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

Взрослые были проинформированы о том, что такое агрессия, каковы её причины  проявления, чем она опасна для ребенка или окружающих. Были  даны конкретные  советы и рекомендации, как пом...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Статья «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

laquo;Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»...