Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха
статья

Верст Ольга Сергеевна

Аннотация: В этой статье авторы раскрывают сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достигнуть главной цели – воспитать настоящего человека. Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, семья, взаимодействия с родителями, развитие ребенка. Тематическая рубрика: дошкольное образование.   Немаловажную роль в семейном воспитании играет также влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства оформляется и укрепляется социально-эмоциональное развитие. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы. В.А. Сухомлинский  сказал: «От того, как прошло детство, кто вёл  ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха                          

 Аннотация: В этой статье авторы раскрывают сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достигнуть главной цели – воспитать настоящего человека. Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, семья, взаимодействия с родителями, развитие ребенка. Тематическая рубрика: дошкольное образование.   Немаловажную роль в семейном воспитании играет также влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства оформляется и укрепляется социально-эмоциональное развитие. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы. В.А. Сухомлинский  сказал: «От того, как прошло детство, кто вёл  ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Развитие личности ребенка во многом  зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый, из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.                              Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к воспитателям  детского сада. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.  Существуют традиционные формы работы детского сада с родителями. Одной из таких распространённых форм работы, которая даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы в ДОУ, является День открытых дверей.. Проводится он как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети. Педагоги с радостью показывают фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). Беседы проводятся воспитателями как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяем цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагоги детского сада умеют не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.  Следующая форма работы- работа Консультационного центра. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашают родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений;навыков, помощь в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций, которые используем, различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворения»). Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их наши педагоги приглашают  на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах,  приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Проводятся групповые и общие родительские собрания (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. Предусматриваются выступления родителей.  Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как  «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Хорошо зарекомендовали себя и нетрадиционные формы работы ДОУ с семьёй:     - Создание семейных проектов    - Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».    - Тематические мини-проекты.    - Участие родителей в творческих конкурсах.     - Клубы по интересам.     - Организация библиотеки для родителей.     - Моделирование и решение педагогических ситуаций.    - Применение ИКТ.  Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями, который успешно зарекомендовал себя. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и группы, о мероприятиях (праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях). Нам видится широкое использование ИКТ как  источника информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах воспитания, технологиях и методиках обучения детей, задавать волнующие их вопросы, своевременно получать полезные советы и рекомендации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проекцируя их на работу с различными категориями семей, необходимо отметить, что использование ИКТ не противопоставляет традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, а дополняют и обогащают их. Такой дополнительный режим информационного взаимодействия не исключает использования традиционных форм работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет опосредованное взаимодействие с родителями в системе Интернет, информационных ресурсов и сайта. Внедрения ИКТ позволяет создать единое информационное пространство образовательного учреждения, т.е. системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семей многопрофильной помощи, поддержки. Родители в опосредованном режиме (в удобное для них время) смогут выбрать интересующие их рубрики, задать вопросы, получить квалифицированные советы просмотреть работы своего ребенка (рисунки, аппликационные работы, постройки и др.)  Рубрики такого Интернет-портала могут быть разнообразны: - новости детского сада (доска объявлений, благодарности родителям); - документы и нормативные акты (советы юриста, документы Департамента образования); - авторские разработки педагогов (сценарии праздников, досугов, подборки стихов и загадок); дидактические материалы (медиа-консультации для родителей,  экспресс-практикумы -  кулинарные рецепты для детского питания (советы диетолога, рецепты блюд для детей с особенностями развития); - адреса и режим работы центров дополнительного образования; репертуар детских театров и формы приобретения билетов на представления для детей. ИКТ- позволяют в формате дискуссионного клуба или гостевой книги обсуждать статьи, вести диалог. На сегодняшний день ИКТ-становятся всё более актуальны в эффективном сотрудничестве ДОУ с родителями. Данные формы способствуют включению родителей в единое педагогическое пространство развития ребенка с целью повышения правовой и педагогической культуры, обеспечения активного участия родителей во всех направлениях жизни детей в детском саду и оптимизации этического развития ребенка в условиях семьи. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Поэтому, организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником  семье. Вся эта работа направлена на развитие у детей творческих способностей, умственных и познавательных качеств,  социально-эмоционального развития Ведь от этого зависит успех социализации ребенка!   Список  литературы: 1. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. -218с. 2. Взаимодействие ДОУ и семьи./  Сост .О.И. Бочкарева.-  Волгоград: ИТД «Корифей».-112с 4. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные  формы взаимодействия с семьями воспитанников....

Партнерские отношения детского сада и семьи – составляющая успеха образовательного процесса ДОО.

Партнёрские отношения педагогов доо и семьи - составляющая успеха развития ребёнка....

Успех взаимодействия детского сада с семьей

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их в...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...

Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха

Консультация  раскрывает  сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достигнуть главной це...