"Что такое макет".
консультация (средняя группа)

Невиницина Наталья Леонидовна

Информация для родителей по метуду макетирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение цент развития ребенка детский сад №5 п.Вахруши

Информация для родителей

"Что такое макет".

Выполнила воспитатель

Невиницина Н.Л.

Высшая квалификационная категория


Игра — что может быть интереснее и значимее для дошкольника? Это и радость, и познание, и творчество. Игра — ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, учится понимать отношения между собой и элементами этого мира. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом развития воображения.

Для того чтобы  игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо очень привлекательное игровое пространство. Таким пространством, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть макет.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства.

 Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка.

 Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

‒ Эмоциональная отзывчивость

‒ Любознательность

‒ Активность

‒ Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Классификация макетов.

По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. («Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван)).

Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. (Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост)).

 Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Макет может быть:

‒ Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

‒ Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

‒ Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

‒ Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина).

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны детям для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен для игры.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

‒ Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

‒ Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

‒ Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

‒ Развитие монологической и связной речи.

‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

‒ Развитие общей и мелкой моторики рук.

‒ Развитие коммуникативных навыков

‒ Активизация лексического словаря.

‒ Формирование навыков сочинительства.

‒ Формирование творческих способностей.

‒ Воспитание доброжелательности.

‒ Умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета:

‒ Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета).

‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).

‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления. На основе готовых макетов можно провести беседы, составить рассказы с детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны детям для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Литература: 
* Клевцова, М. Н. Макетирование в детском саду / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45559/

 * Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макеты и их место в развивающем пространстве ДОО. Макет по патриотическому воспитанию

Данный материал позволяет определить место макетированию в развивающем пространстве ДОО. Акцент - на патриотическое воспитание дошкольников...

МАКЕТ- КАРТА, что это такое?

Макет - это, уменьшенная модель пространства и объектов воображаемого мира. Макет-карта - это плоскости с планом - схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию.Испол...

Мастер – класс по изготовлению макета «Что такое космос...?» .

Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше....

фото-отчет по смотру-конкурсу макетов «Лучший макет по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности» (пожарная безопасность, ПДД).

Целью данного конкурса являлось:Создание учебно-методических условий образовательной деятельности для совершенствования работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, пожарной бе...

Макеты для детей своими руками. Роль макетов в экологическом воспитании дошкольников.

Предметно-развивающая среда группы требует постоянной модернизации и в детском саду был объявлен конкурс «Использование макетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников». Поэтому было принято р...

Макет «Ферма». Макет «Лесные жители».

Предназначен для самостоятельного рассматривания детьми, также используется в ООД. На основе макета проводятся дидактические игры....