"Домашнее чтение"
консультация (младшая группа)

«Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя»

   В. А. Сухомлинский

    Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу. Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция домашнего чтения, когда изо дня в день, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи.                                                                                                                                                                                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад №18»

Консультация для родителей

«Домашнее чтение»

Подготовила воспитатель:

Забатурина Е.В.

г.о.Саранск

Консультация для родителей на тему: «Домашнее чтение».

«Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский.

 

      Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу. Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция домашнего чтения, когда изо дня в день, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

 Как организовать домашнее чтение?

 Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки. Беседа- чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы. Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

 2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, ребенок – слушатель он чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чём вы читаете. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего задевает ребенка, соответственно, это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию художественного произведения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию. 6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Конечно, для этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом. Если вы читаете ребёнку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

 7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

 8. Читайте малышу вслух каждый день. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте ребенка послушать книгу. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

 10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Чаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите чинить книги.

 11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:  Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства

  Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.  Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.  

Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

  Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось.

 Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.  Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.  

Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.

 Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

  Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков  чтения у детей.  Рассматривание, обсуждение и чтение книг важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

 Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

 Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения.

 Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

    Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

 Что читать детям?

Русский фольклор 

Сказки и былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Василиса Прекрасная»; «Волк и лиса», обр. И.Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Семь Симеонов-семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко»пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец-пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

 Сказки

Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах»,«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр.М. Булатова;«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой. Произведения поэтов и писателей России

 Поэзия

 М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М.

 Лермонтов «Горные вершины»;Ю.Владимиров «Оркестр»;Г.Сапгир.

«Считалки,скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»; П. Соловьева. «День и ночь»; Н. Рубцов «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий «Весенняя песенка»; В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет.«Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза

А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; С.Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»;Ю.Коваль.«Русачоктравник», «Стожок»; Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

 Литературные сказки

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и осеми богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К.Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов «Соль земли».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга...», «Жил-был старичок из Винчестера...», «Жила на горе старушонка...», «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.Литературные сказки. Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед.Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед.

 А. Любарской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения

«Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения»Домашнее чтение - это главный путь широкого приобщения детей к миру книг. Книга расширяет кругозор ребенка. Вводит его в богатый мир образования, ра...

советы родителям по организации домашнего чтения

1.    Показывать ребенку, что чтение вслух оставляет вам удовольствие.2.    Демонстрируйте ребенку уважение к книге.3.    Во время чтение сохраняйте ...

Организация домашнего чтения

Консультация для родителей по созданию детской библиотеки...

Взаимодействия воспитателя с семьей по организации домашнего чтения

В статье есть советы как приблизить ребенка к книге как полюбить читать книги...

Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в...

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

«Взаимодействие педагога с семьей воспитанника по вопросам домашнего чтения»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга долж...