Консультация "Значение опытно-экспериментальной деятельности для детей".
консультация

Сарафанникова Оксана Викторовна
Консультация направлена на ознакомление родителей с технологией эксериментирования, её значении в развитии детей, с приведением примеров несложных опытов для проведения с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей.40.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Опытно - экспериментальная деятельность для детей

– это здорово!»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
( В.А. Сухомлинский.)

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему?», «отчего?», «как?». Некоторые родители спешат отделаться

старыми как мир отговорками – «потому что» - потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности.

Особое влияние на развитие любознательности оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребёнка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Всё это укрепляет познавательные интересы и

любознательность дошкольника.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность

в получении и переработке информации. Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников, следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого

не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника.

Как обустроить домашнюю лабораторию для ребенка

Создать дома небольшую исследовательскую лабораторию для

Ребенка родителям будет несложно. Для нее понадобятся следующие вещи

и приспособления:

  • несколько небольших стеклянных баночек, бутылочек;
  • мерные ложки, стаканы (их можно взять из-под

лекарственных препаратов (сиропов), или от детского питания младшего ребенка);

  • всевозможные воронки и сита, миски, пипетки;
  • резиновая груша, резиновые перчатки;
  • небольшая коллекция веществ и растворов (кухонная соль,

сода, подсолнечное масло, уксус, пищевые красители и другие вещества, которые есть на каждой кухне);

  • природный материал.

Все эти предметы, необходимые для экспериментирования, следует

поместить в большую коробку. Можно выделить в шкафу специальную

полку для домашней лаборатории.

Примерные опыты

для опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома:

«Поможем маме перебрать крупу».

Цель опыта: 

знакомство детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита.
Задачи опыта:
1. Развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
3. Воспитывать аккуратность, желание помогать своим близким.
Для опыта понадобится: крупа (рис, манка), дуршлаг (из кукольной посуды

и обычный), большое сито, маленькое сито - для ребенка, пластмассовые ложки, пластиковые тарелки и контейнеры для круп.

Спросите у ребёнка какое блюдо считается самым полезным, питательным

и сытным?
Конечно, это каша. А из чего варят кашу?
Кашу варят из крупы. Какая бывает крупа? (ячневая, манная, гречневая, рисовая, пшенная, геркулесовая)
Для того, чтобы каша получилась вкусной и аппетитной на вид, крупу

нужно перебрать.
Предложите ребёнку перебрать не одну крупу, а отделить одну крупу от другой. (например: манку от риса и т.д.)
Сначала рассмотрите каждую из этих круп в отдельности и сравните их: Манка – мелкая, желтоватая, сыпучая.
Рис – крупнее манки, белый, сыпучий, по форме овальный.
Затем смешайте эти крупы. Предложите ребёнку подумать, как же можно отделить одну крупу от другой?
Для проведения этого опыта у вас есть предметы помощники: большое и маленькое сито, дуршлаг обычный и из кукольной посуды. Уточните у ребёнка какие из этих предметов смогут вам помочь? Насыпая, крупы в дуршлаг (из кукольной посуды и обычный) ребёнок наблюдает, что обе крупы проходят через отверстия этой посуды. Делает вывод, что эти предметы не подходят для отделения одной крупы от другой.
Затем предложите ребёнку взять сито. Взрослый насыпает ложкой крупу в сито, а ребёнок наблюдает, что манка проходит через отверстия сита, а рис остается в нём.

Попросите ребёнка сделать вывод, какой предмет поможет перебрать

крупы. (Сито)
После выполнения опыта ребёнком, сделайте заключение и вывод.
Уточните, какие крупы вы отделяли? Какой предмет «помощник» вам помогал? Какая крупа проходила через сито, а какая оставалась в нём?
Почему манная крупа проходила через сито, а рис в нём оставался?
Обязательно похвалите ребёнка за проведённый опыт.

«Как вода меняет цвет?»

Цель опыта: 

Дать ребёнку представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ; развивать умение делать

простейшие выводы. Что понадобится для опыта: Разведенная краска

разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.
Приготовьте баночки с краской.
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? Какой цвет имеет вода? Как можно окрасить воду?».
При помощи пипетки ребёнок поочерёдно капает в баночки разведенную гуашь и наблюдает, как вода меняет окраску.
Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?».
Игра
«Спрячем камушки» - ребёнок бросает камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно?».

 Вывод опыта: вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.

«Как образуются мыльные пузыри?»

Цель опыта: 

Формировать представление ребёнка о том, как образуются мыльные

пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри.
Что понадобится для опыта: мыльный раствор, тарелка, трубочки для коктейля.

Предложите ребёнку отгадать загадку:
Их из баночки пускаю, необычной красоты,
Полетают- исчезают.
В след кричу им: « Где же вы?»

Вопросы: « Пускал ли ребёнок когда-нибудь пузыри? Почему на них интересно смотреть? Как думает ребёнок, почему надуваются мыльные пузыри?».

Взрослый наливает в тарелку мыльный раствор и опускает в него широкую трубочку и начинает дуть. «Что слышно? Почему слышен такой звук? Что выдувается из трубочки? Почему выдуваются пузыри? Воздух попадает в мыльный раствор и получается пузырь. Откуда взялся воздух?
Игровые действия «Пускаем пузыри»/
Вопросы: «Какой формы пузыри? Одинаковые ли они по размеру? Почему одни пузыри маленькие, а другие большие?
Вывод опыта: Пузыри образуются при попадании воздуха в мыльный раствор.

«Какие следы оставляют фрукты и овощи?»

Цель опыта: 

Дать ребёнку представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение различать и правильно называть фрукты и овощи.
Что понадобится для опыта: кусочки овощей (свёкла, картофель, морковь)

из фруктов (вишня, яблоко), зубочистки, листы белой бумаги, ткань.
Ход: Взрослый предлагает сварить суп и варенье. Вопросы: «Что мы

возьмём для супа? Возьмите в руки кусочки свёклы. Какие они цветом? На ощупь? Что остаётся от них на руках?
Игровые действия:  «Давай проверим, что ещё может окрашивать свёкла. Приложите кусочек на лист бумаги. Что произошло? Что будет на кусочке ткани? Какой будет суп из свеклы? Свёкла может окрашивать предметы».
Аналогичные действия  можно провести с луком и картофелем.

Вопросы: «Остаются ли следы от моркови и картофеля? Почему?
Взрослый предлагает сварить компот. «Из чего можно сварить компот? Давай проверим, какие фрукты оставляют следы».
Игровые действия с кусочками яблока и вишни.

Вопросы: «Что происходит, когда мы сжимаем яблоко в руке, прикасаемся

 к ткани, прикладываем яблоко к бумаге? Оставляет ли следы вишня?( Какие? Где?
Вывод опыта: Свёкла и вишня могут окрашивать предметы.

Не забывайте постоянно хвалить вашего ребёнка! Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставьте возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что

это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Желаем Вам успехов!

Консультация

для родителей

«Значение опытно - экспериментальной деятельности для детей».

C:\Users\Наташа\Downloads\e2d91d48-17f9-470a-ba97-9ae0907b7c08_610x375_fit.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....