Информационно – обучающий семинар для педагогов «Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания» (Конвенция о правах ребенка) Это выдержка из Конвенции о правах ребенка, но, к сожалению, в современной жизни всё больше семей в силу различных обстоятельств, объективных и субъективных причин становятся неблагополучными. Город Пучеж – это окраина Ивановской области, 168 км от областного центра – это и хорошо и плохо. Совсем недавно он был процветающим, но в одночасье превратился в экономически нестабильный город. Многие предприятия, заводы оказались нерентабельными и бесперспективными, появилась безработица, многие родители работают «вахтовым» методом, уезжают от семьи, усиливается тенденция разделения общества на богатых и бедных. За последние годы в городе и районе значительно увеличилось количество малообеспеченных семей, и такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами не было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Работа дошкольного образовательного учреждения в этом направлении позволяет создать реальную, действующую на ранних стадиях систему профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. В Федеральном Законе РФ от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» записано, что одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_profilaktika_semeynogo_neblagopoluchiya_i_zhestogo_obrashcheniya_s_detmi.docx | 85.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Трапезина Елена Константиновна
Методическая разработка
по сопровождению педагогического процесса
в условиях реализации ФГОС ДО
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Информационно – обучающий семинар для педагогов
«Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2020г. № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности»
Старший воспитатель
высшая категория
Трапезина Е.К.
Нормативно - правовая база, регулирующая работу по семейному неблагополучию:
К основным международным документам, связанным с проблемами защиты прав детей, относятся:
- Всеобщая декларация прав человека
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989
Федеральный уровень:
- Конституция Российской Федерации
- Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ(ч.1), №14 – ФЗ (ч.2)
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18 декабря 2006 г.).
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года»
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
- Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.). - Федеральный закон от16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 761 «О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»
Региональный уровень:
- Закон Ивановской области от 10.04.2012 №21-ОЗ «Об отдельных гарантиях прав ребенка в Ивановской области»
- Закон Ивановской области от 09 января 2007 г. № 1-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ивановской области»
Муниципальный уровень:
- постановление администрации Пучежского муниципального района от 17.05.2019 № 243-п «Об утверждении положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пучежского муниципального района Ивановской области»
Предварительная работа:
- изучение нормативно - правовой базы по данной теме;
- «Порядок взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации выявления, учета и индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, имеющими детей»
- различные методики по данному направлению работы;
Форма проведения: «круглый стол»
Методы и приемы: мини-лекция, работа в творческих микрогруппах, мозговой штурм, практические задания.
Актуальность темы семинара
Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности
необходимо расти в семейном окружении,
атмосфере счастья, любви и понимания»
(Конвенция о правах ребенка)
Это выдержка из Конвенции о правах ребенка, но, к сожалению, в современной жизни всё больше семей в силу различных обстоятельств, объективных и субъективных причин становятся неблагополучными.
Город Пучеж – это окраина Ивановской области, 168 км от областного центра – это и хорошо и плохо. Совсем недавно он был процветающим, но в одночасье превратился в экономически нестабильный город. Многие предприятия, заводы оказались нерентабельными и бесперспективными, появилась безработица, многие родители работают «вахтовым» методом, уезжают от семьи, усиливается тенденция разделения общества на богатых и бедных.
За последние годы в городе и районе значительно увеличилось количество малообеспеченных семей, и такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами не было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей.
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Работа дошкольного образовательного учреждения в этом направлении позволяет создать реальную, действующую на ранних стадиях систему профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.
В Федеральном Законе РФ от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» записано, что одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.
Проблема:
- Семейное неблагополучие приводит к жестокому обращению с детьми в семье.
Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.
Цель: повышение социально-педагогической компетенции педагогов ДОУ в вопросах профилактики и выявления раннего семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.
Задачи:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
- оказание социально - психолого - педагогической помощи воспитаннику и семье;
- проведение профилактической работы по возникновению семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.
- повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности.
-умение взаимодействовать с коллегами, активно участвовать в обсуждении.
Материалы для семинара: презентация, видеоролики, раздаточный материал.
Целевая аудитория: воспитатели ДОУ
Технологическая карта информационно – обучающего семинара:
«Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2020г. № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности»
Список литературы
- Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков // Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.:Академический проект; Трикета, 2005. - С. 280-282.
- Родители и дети, семейные отношения// Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование).-СПб.: Наука, 2003.с. 300-305.
- Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.:Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С.82.
- Недостойное обращение с детьми/Под ред. Д. Кутсара - Тарту: АО Атлекс, 2000.
- Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...»: Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: «Новая школа», 1996.
- Алексеева И.А., Новосельский И.Г. u1046 Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006.
- Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям-жертвам насилия.- М.: Генезис, 2006.
- Защита детей от жестокого обращения/Под ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2007.
- Междисциплинарное ведение случая в работе с безнадзорными несовершеннолетними/Под ред. Ю.В.Батлук, Р.В.Йорика, С.В.Суворовой. - СПб.: Врачи детям, 2009.
- Помощь детям - жертвам коммерческой сексуальной эксплуатации. Методическое пособие для психологов и социальных работников. - СПб.: Стеллит, 2008.
- Райкус Д.С., Хьюз Р.С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. Практическое пособие: В 4 т. Т. I. Концептуальные основы социальной работы с детьми. - М.: Эксмо, 2009.
В помощь воспитателю
Признаки неблагополучия в семье
- Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
- Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
- Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
- Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
- Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
- При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
Внешние признаки и поведение ребенка:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье могут проявляться в боязливости ребенка, в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания, в боязни идти домой, в жестоком обращении с животными, в стремлении скрыть причину травм.
По особенностям поведения родителей можно определить, есть ли в семье действия жестокого обращения с детьми:
- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
- в беседах по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
- не дают согласие на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
- объяснения о состоянии ребенка не совместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
- обвиняют в полученных повреждениях самого ребенка.
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
В помощь воспитателю
Наблюдение
Большой материал для педагогических выводов по характеру семейного воспитания дают педагогу целенаправленные наблюдения. Для наблюдения выбирают ситуации, отражающие взаимоотношения родителей с детьми, способы их общения. С этой целью используются часы приема и ухода детей из детского сада. Чтобы получить объективные сведения, необходимо поставить четкие задачи для наблюдений и проводить их неоднократно. Наблюдение можно проводить по следующей схеме:
- Стиль взаимоотношений родителей с детьми:
- Эмоциональная окраска этих взаимоотношений
- Характер обращения к ребенку
- Интонации высказываний / употребление уменьшительно-ласкательных, грубых слов /
- Наличие замечаний, нравоучений
- Вопросы о проведенном дне
- Стиль помощи ребенку.
- Что в первую очередь интересует родителей о жизни ребенка в детском саду?
- его поведение
- успехи на занятиях
- аппетит
- дневной сон
- развитие культурно-гигиенических навыков
- нравственные качества ребенка
- общение со сверстниками.
- Что считают родители наиболее важным в воспитании и развитии ребенка / характер задаваемых педагогу вопросов /.
- Проблемы интеллектуального развития
- Особенности физического развития
- Нравственное воспитание
- Использование методов воспитания.
Общий план изучения семьи.
1.Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2.Жилищные и материальные условия
3.Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
4.Культурный уровень родителей:
- наличие библиотеки в семье;
- какие книги читают;
- следят ли за периодической печатью;
5. Общая семейная атмосфера:
- доброжелательная,
- неустойчивая,
- равнодушная,
- гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? ( Послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
- здоровье детей;
- развитие умственных способностей;
- художественных способностей;
- нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
- сверхопекающее;
- ровное, заботливое;
- равнодушное;
- подавляющее личность ребенка.
10. Система воспитательных воздействий:
- согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. Организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
- эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
- ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
- наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
- ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
- низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами
воспитания.
13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
- систематическое;
- нерегулярное;
- полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
- положительное;
- равнодушное;
- негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
- систематическое;
- эпизодическое
- отсутствие взаимодействия.
Опросник
Определенное влияние на педагогическую функцию семьи оказывает её состав, образование и возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании индивидуальной работы с семьей. С целью изучения этой стороны семей целесообразно использовать следующий опросник :
1.Фамилия ребёнка
2.Адрес семьи.
3.Вид семьи : полная простая / родители, дети /, полная сложная / родители, дети, бабушки-дедушки /, полная изменнная / один из родителей не является родным /, неполная.
4.Сколько лет существует семья.
5.Количество детей / из них мальчиков /.
6.Возрастная характеристика семьи:
Возраст взрослых членов семьи
Возраст детей
7.Где и кем работают взрослые члены семьи
8.Образование взрослых членов семьи: высшее, неполное высшее, среднее, неполное среднее, начальное.
9.Если взрослые члены семьи имеют педагогическое образование, указать, какое заведение окончили.
10.Материальный доход семьи / в среднем на каждого члена семьи /.
11.Жилищные условия семьи.
12.Имеется ли для детей отдельная комната или рабочий уголок.
13.Наличие в семье домашней библиотеки и педагогической литературы.
Анкета
«ВЗГЛЯДЫ РОДИТЕЛЕЙ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Более глубокому изучению особенностей и условий воспитания ребенка в семье поможет анкета, в которой раскрываются основные взгляды родителей на семейное воспитание. Кроме того, анализ ответов родителей выявляет знание ими своего ребенка, способность замечать индивидуальные проявления его психики. Предлагая родителям ответить на вопросы анкеты, необходимо подчеркнуть, что такой опрос проводится с целью совершенствования организации воспитательной работы в группе.
- Всегда ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку:
а) всегда едины
б) иногда расходимся во мнениях
в) никогда не приходим к единому мнению.
2. Какой системы воспитания вы придерживаетесь?
а) строгость
б) все в меру
в) снисходительность.
3. Как откликается ваш ребенок на слова: « Нужно сделать?»
а) выполняет сразу и охотно
б) нужно повторить требование
в) подчиняется с неохотой.
4. Выполняя задание, ребенок сосредоточен:
а) обычно
б) когда ему интересно
в) всегда легко отвлекается.
5. Как ваш ребенок обычно занимается?
а) самостоятельно
б) пробует сам, затем обращается за помощью
в) сразу ожидает помощи
6. Как ваш сын или дочь ведет себя, если у него /нее/ что-то не получается, т.е. когда ему /ей/ трудно?
а) продолжает самостоятельные поиски
б) становится нетерпеливым, обращается за помощью
в) оставляет, переключается на другое.
7. Выполняя задание, ваш ребенок:
а) старается, работает аккуратно
б)старается меньше, чем вам бы хотелось
в)работает небрежно, лишь бы выполнить.
8.Как ваш ребенок реагирует на одобрение-неодобрение взрослых:
а) радуется-огорчается
б) внешне сдержан, но переживает
в) безразличен.
9. Указываете ли вы своему ребенку на небрежность при выполнении задания :
а) каждый раз, когда это требуется
б) время от времени
в) не обращаете внимания.
10.Ваш ребенок, выполняя задание, работает:
а) быстро
б) в среднем темпе
в) медленно.
11. Всегда ли ваш ребенок уверен в том, что сможет выполнить новое для него задание:
а) всегда уверен
б) иногда уверен
в) всегда не уверен.
12. Как вы обычно реагируете на просьбу ребенка помочь ему:
а) разбираетесь вместе, предоставляя инициативу ребенку
б) подсказываете выход из затруднения
в) чаще отказываете / заняты, устали …/.
13. Способен ли ваш ребенок согласиться на отсрочку удовольствия / он что-то хочет, а вы не можете удовлетворить его желание сейчас же /:
а) относительно легко способен согласиться
б) соглашается с трудом
в) не соглашается, требует свое.
Данные, полученные путем этого опроса, могут оказать помощь педагогу, как в индивидуальной работе, так и в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку, т. к. многие наблюдения родителей помогут заметить особенности развития психики ребенка – то, что нередко ускользает из поля зрения при работе в группе.
Анкета для родителей
по теме «Дистанционное сотрудничество детского сада и семьи»
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут нам организовать взаимодействие в дистанционном формате на высоком уровне, учесть ваши возможности и пожелания. В графе «Пояснения» при необходимости уточните ваши ответы.
Вопросы | Ответы | Пояснения | |
да | нет | ||
1. Хотите ли вы общаться с педагогом дистанционно? Если нет, то в графе «Пояснения» укажите причины | |||
2. Располагаете ли вы техническими средствами обучения вашего ребенка? В графе «Пояснения» укажите, чем именно располагаете (например, компьютер, ноутбук, планшет, телефон и др.) | |||
3. Если ли у вас e-mail? В графе «Пояснения» напишите адрес своей электронной почты | |||
4. Зарегистрированы ли вы в социальных сетях и пользуетесь ли мессенджерами? В графе «Пояснения» укажите конкретные социальные сети и мессенджеры (например, Viber, WhatsApp, Skype, социальные сети VK, Instagram и др.) | |||
5. Установлена ли у вас на компьютере программа конференц-связи Zoom? Если нет, то в графе «Пояснения» укажите, сможете ли вы ее установить для общения с воспитателями группы и специалистами детского сада | |||
6. В какое время вам удобно выходить на конференц-связь для общения? В графе «Пояснения» укажите точное время | |||
7. Какие вопросы, связанные с воспитанием и обучением вашего ребенка вас интересуют? В графе «Пояснения» напишите, что именно вам интересно | |||
8. Чем интересуется ваш ребенок, есть ли у него хобби? Напишите об этом подробнее в графе «Пояснения» | |||
9 Есть ли у вас возможность самостоятельно заниматься с ребенком? Напишите в графе «Пояснения», в какое время вы можете заниматься с ребенком |
Критерии и показатели неблагополучия семьи
Критерии | Показатели |
Социально-экономические | Длительная безработица одного родителя (обоих родителей), нежелание работать, а также частная смена мест трудоустройства. Длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток. Расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению. Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д. Необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д. Задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам. Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки. |
Медико - социальные | Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами. Отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления. Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер. Неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм. Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего. |
Социально-демографические | Родители со статусом лиц без определенного места жительства. Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка). Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей. Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям. |
Психолого-педагогические | Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку. Непосещение родителями учреждения образования, несмотря на неоднократные приглашения. Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия. Насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами. Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций. Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи. |
Криминальный | Постановка родителей на учет в органах внутренних дел. Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства. Организация притонов. Аморальный образ жизни родителей (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.). Вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртному, наркотикам, токсическим, психотропным веществам, принуждение к занятиям проституцией, попрошайничеству, азартным играм). Проявление жестокости в семье и вне семьи. Наличие судимых членов, приверженных к субкультуре преступного мира. Попытки покончить жизнь самоубийством одного из членов семьи. Отсутствие еды, пищи, тепла, крова. Уходы ребенка из семьи, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений (преступлений), суицидальные попытки. |
В помощь воспитателю
Принципы организации воспитательной работы
детского сада с неблагополучными семьями.
1 принцип: Изучение семьи, как одной из условий эффективной воспитательной работы с неблагополучными семьями.
2 принцип: Обеспечение органической связи и единства в работе детского сада и семьи. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи воспитания ребенка хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания детей и в известной мере овладеть ими.
3 принцип: Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями:
- терпимость
- доброжелательность
- воздействие убеждением
- разъяснение правовых вопросов, доброжелательные отношения в критике и самокритике
- культура общения
- укрепление авторитета педагога в неблагополучной семье и родителей в детском саду.
4 принцип: Изучение лучшего опыта семейного воспитания в неблагополучных семьях, взаимопомощь в совместной работе.
5 принцип: Использование эффективных разнообразных форм работы детского сада с неблагополучными семьями. На сегодня многие традиционные формы работы детского сада с семьей утратили свою ценность.
6 принцип: Осуществление систематической связи детского сада с неблагополучными семьями по определенному плану в течение всего учебного года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.
Реализацией основного принципа является реализация плана работы с неблагополучными, неполными семьями – одной из составных частей раздела годового плана «Работа с родителями» в течение учебного года.
Консультация для родителей:
«Как организовать досуг ребенка во время карантина?»
Сейчас у нас наступила тяжелая пора и вынужденный карантин заставил взрослых со своими детьми находиться в своих домах круглосуточно. Закрыты все общеобразовательные и дошкольные учреждения. Как же родителям и детям организовать досуг и совместное времяпрепровождение. Как распланировать день, чтобы дети имели возможность общаться, развлекаться, и развиваться? Ребенку дошкольного возраста, в отличие от школьника, нужно помочь организовать свою деятельность.
Прежде всего, взрослые должны организовать свой день так, чтобы как можно меньше распорядок дня ребенка дома отличался от распорядка дня в детском дошкольном учреждении. Ведь карантин закончится, и дети вернутся к привычной размеренной жизни в детском саду. И лучше, чтобы малышу не пришлось заново к нему привыкать. Родителям нужно понимать, что изменилось только место пребывания большей части дня ребенка, а его деятельность должна и впредь быть такой, как и была (по возможности), или немного изменена.
Важно, чтобы у ребенка были четкие ожидания по поводу того, что будет происходить в течение дня — когда будет время для игр, чтения и отдыха.
День должен начинаться с гигиенических процедур, утренней гимнастики, завтрака. В течение дня родители (или другие взрослые, которые будут находиться с ребенком дома) должны организовать учебную, игровую, самостоятельную деятельность ребенка. Если это ребенок старшего дошкольного возраста, то он более самостоятелен, и поэтому контролировать его самостоятельную деятельность не обязательно, а вот малышам младшего дошкольного возраста нужна помощь взрослого.
Итак, какую деятельность предложить дошкольнику в течение дня?
Игровая деятельность
Игра всегда привлекает ребенка. Она является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Игровая деятельность способствует развитию у ребенка навыков, умений, необходимых для самообслуживания и оказания помощи взрослым. В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит и моделирует уборку, стирку, прием пищи, одевание и раздевание на примере куклы или другой игрушки.
Трудовая деятельность
У малышей есть желание самостоятельно выполнять некоторые трудовые поручения — мыть посуду, накрывать на стол, убирать, подметать. Поэтому ребенку следует давать посильные трудовые поручения. Которые будут способствовать становлению его личности, формированию объективной самооценки и самоутверждению.
Художественно-продуктивная деятельность
Рисование, лепка, аппликация, конструирование — это то, что, ребенку нравится делать больше всего после игры. В этих видах художественно-продуктивной деятельности малыш имеет возможность воплотить свои замыслы и реализовать творческие способности, независимо от взрослого.
Обратите внимание!
- Важно, чтобы родители контролировали пребывание ребенка перед компьютером или планшетом. Нужно организовать пребывание на свежем воздухе (в условиях карантина это возможно на лоджии, балконе), обязательно частое проветривание помещения, в котором ребенок проводит время.
- Ребенку также будет полезно послушать сказку, рассказ, выучить стихотворение, пересказать прочитанное произведение. Это можно сделать с помощью вопросов, рисунков. Интересная форма работы – это составление сказки, возможно ее героями будут нереальные фантастические создания и пусть ребенок дает волю своим фантазиям, а взрослый записывает сказку и собирает в семейную копилку. Возможно это войдет в добрую традицию в вашей семье, и таких произведений будет еще много.
- Сейчас есть много интересных настольных игр, которые развивают логическое мышление, память, внимание — и это тоже будет интересным времяпрепровождением, для вас и ваших детей.
- Еще одним не менее интересным занятием для ребенка будет исследовательская деятельность. Можно с ребенком провести различные опыты, ознакомиться со свойствами некоторых материалов.
- Можно организовать тематические домашние вечеринки, подготовить сценарий, костюмы, декорации, конкурсы, призы. Также, можно устроить семейный просмотр фильма, предварительно проведя инсценировку посещения домашнего кинотеатра с продажей и покупкой билетов соков, Поп-корна.
- Не изолируйте ребенка от общества. Поддерживайте контакт с друзьями и близкими. Ребенок может общаться с друзьями и близкими, которых вы не можете посетить лично, используя видеочаты.
- Некоторое время можно уделить просмотру мультфильмов и развивающих и познавательных видео на YouTube канале.
- И не забывайте про тихий час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга "Профилактика жестокого обращения с детьми"
Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни....
Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации
В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организ...
Методические рекомендации об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ : "Профилактика жестокого обращения с детьми"
Цель: расширить и детализировать знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровень оказания психолого...
Консультация для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя"
Одной из немаловажных проблем в современном обществе стала проблема жестокого обращения родителей к своим детям. Для того, чтобы помочь нашим детям и защитить их от такого взаимодействия родителей с д...
План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактика жестокого обращения с детьми
Наименование мероприятияСроки выполнения1.Составление социального паспорта группы.2.Составление банка данных семей «группы риска» и неблагополучных семей и организация контроля за ними.3. ...
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»
Цель семинара:повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребёнка,формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям,создание условий по профил...