Серия консультаций для родителей по теме: "Мнемотехника"
консультация

Девятловская Наталья Анатольевна

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.02 КБ
Файл 2.docx14.22 КБ
Файл 3.docx278 КБ
Файл 4.docx191.15 КБ
Файл 5.docx231.76 КБ
Файл 6.docx267.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

                                                                                                                                                                                                                                           

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

                                                           

                                                           

                                                                  Выполнил:

                                                                  воспитатель Девятловская Н.А.  

                                                                  первая квалификационная категория

г.Лесосибирск, 2023г.

  Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звука произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

  В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

  Своевременное и полноценное формирование речи детей- одно из условий нормального его развития. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развитии ребенка. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей речевой среды. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям.    От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Не стоит подстраиваться под детский язык, это тормозит развитие речи ребёнка. Речь взрослого, лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи взрослого. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Широкое использование устного народного творчества, пословиц, поговорок – расширяет и пополняет словарный запас детей.      Необходимо читать детям произведения художественной литературы, учить с ними стихи, беседовать. Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог описать её.

Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремиться заинтересовать ребёнка, предлагает вспомнить что-либо, рассказать о том, что его заинтересовало.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.

В каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр для улицы, дома и кухни.

Игры на прогулке, по дороге из детского сада (в детский сад).

Игра «Опиши»

Предложить ребенку составить описательную загадку о любом предмете по темам «Овощи», «Фрукты», «Животные (домашние, дикие)» и т.д.

 Игра «Самый внимательный»

Предложить поочередно называть и описывать предметы только прилагательными (большой, синий, яркий, пушистый и т.д.), которые ребенок видит на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Выигрывает тот, кто больше предметов заметит и подберет больше описательных прилагательных.

Игра «Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая» .Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

 Игра «Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и т.д.».

 Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Путаница»

«Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т.д.».

Игра на обогащение словаря ребенка.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.

Например: ворона каркает, а воробей ...... (чирикает). Сова летает, а заяц ..... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади .... (жеребенок) и т.д.

 Игра на развитие грамматического строя речи.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова. Которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).

«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах.

 Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас, предложите ему «игры на кухне».

  • Перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики (развитие мелкой моторики).
  • Дайте малышу счётные палочки. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игры на обогащение словаря ребёнка.

  • «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и т.д.
  • «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам в ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
  • «Приготовим сок». «Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из лимона, моркови, апельсина и т.д. Справились. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? … (из апельсинов) и т.д.

Эффективной формой в развитии речи ребёнка является театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют развитию мышления и воображения, обогащению словаря, развитию связной речи. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться и преодолевают свои страхи, неуверенность. Театрализованная деятельность дает детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Многие родители считают, что если ребенок посещает детский сад, то развитие и обучение должны полностью обеспечить сотрудники детского сада. Опыт показывает, что никакое самое хорошее дошкольное учреждение не могут полностью заменить семейное воспитание. Воспитатели отлично знают, в каких семьях занимаются с детьми, а в каких нет. Специально организованные занятия многое дают детям: знания, умения, навыки. Но если занятиями ребенка не интересуются дома, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять ошибки. Некоторых детей такое невнимание родителей обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника придает особое значение всем достижениям ребенка.

Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

 Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ?
  • Обратите внимание умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы ребёнку в школе.
  • Игры, способствующие развитию речи:
  • Настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Целью этих игр является сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть.
  • Следует обратить внимание на то, что купив игру взрослым необходимо сначала самим ознакомиться с правилами, иначе при длительном изучении правил у ребенка может пропасть интерес. Лучше если первый раз вы поиграете вместе с ребёнком. В процессе игры можно задать такие вопросы: "Что нарисовано на картинке?", "Как можно назвать их одним словом?", "Где растут овощи?", "Что можно сделать из фруктов?".
  • Можно помочь ребенку начать складывать картинку, а далее дать возможность продолжить самостоятельно. Допустим, если на картинках изображены герои сказки, то также можно попросить ребенка пересказать краткое содержание той или иной сказки.
  • Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладушки»«Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек. Различные стихотворные тексты, которые сопровождаются движениями пальцев рук, также оказывают благотворное влияние на развитие речевой функции.
  • Кроме того, для развития мелкой моторики полезно иметь дома конструкторы, мозаику, набор пуговиц или крупных бусин для нанизывания.
  • Массаж пальцев и ладоней (разминание, растирание, легкое пощипывание)также развивает мелкую моторику.
  • Гимнастика язычка. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Объединяет простые движения в сложные.
  • Чтение сказок. Наверное, нет ни одного малыша, который бы был равнодушен к сказке. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
  • Словесные игры. Для развития речи с малыша.
  • «Чудесный мешочек»

Мешочек можно наполнить различными предметами (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Игра заключается в том, что ребенок опускает ручку в мешочек и наощуп определяет, что у него оказалось в руке. Потом он достает предмет и рассказывает, для чего он нужен.

  • «Что из чего сделано?»

Взрослый говорит ребёнку: «В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан».

Например: стол сделан из дерева значит он деревянный; ваза из стекла (стеклянная); мяч из резины (резиновый) и т. д.

  • «Кто как работает?»

Взрослый рассказывает, что существует множество разных профессий. Что люди этих профессий трудятся каждый по-своему. Например: врач лечит людей. А что делает повар? (готовит еду); строитель? (строит дома); водитель? (водит машины) и т. д.

Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и, если надо поправьте его.

  • «Правильно ли я сказал?»

Взрослый говорит ребёнку: «Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц».

Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.

  • «Скажи наоборот»

Взрослый говорит: «Я вижу высокое дерево», а ребёнок должен сказать наоборот: «Я вижу низкое дерево». «У меня мало игрушек» («У меня много игрушек») и т. д.

  • «Назови ласково»

Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

  • «Что, где лежит?»

Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…, на…, под…, за…, между…, около…) и т.д.

  • «Веселый счет»

Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

  • «Чего не стало?»

Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

  • Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пусть выберет сам.
  • Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
  • Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители.

Подготовила воспитатель Девятловская Н.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

                                                                                                                                                                                                                                           

Консультация для родителей

«Мнемотехника как средство развития связной речи детей»

                                                           

                                                           

                                                                  Выполнил:

                                                                  воспитатель Девятловская Н.А.  

                                                                  первая квалификационная категория

г.Лесосибирск, 2023г.

 «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».

Ушинский К.Д.

Мнемотехника в переводе с греческого- искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды.

Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

-являются дидактическим материалом по развитию речи;

-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

1.Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2.Преобразование образов в символы.

3.Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4.Развитие мелкой моторики.

Примеры мнемотаблиц к произведениям художественной литературы.

 Подготовила воспитатель Девятловская Н.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

                                                                                                                                                                                                                                           

Консультация для родителей

«Учим стихотворения с помощью мнемотехники»

                                                           

                                                           

                                                                  Выполнил:

                                                                  воспитатель Девятловская Н.А.  

                                                                  первая квалификационная категория

г.Лесосибирск, 2023г.

 

       Не все дети любят учить стихи, у некоторых заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

   Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

   Детям младшего дощкольного возраста трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожки. Мнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.

   В более старшем возрасте для заучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.

Этапы работы над стихотворением:

1. Мама или папа выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

C:\Users\Пользователь\Desktop\4be6db6ec2eee344d0b2b4afa873aad0.png

Подготовила воспитатель Девятловская Н.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

                                                                                                                                                                                                                                           

Консультация для родителей

«Учим детей пересказу русских народных сказок с помощью мнемотехники»

                                                           

                                                           

                                                                  Выполнил:

                                                                  воспитатель Девятловская Н.А.  

                                                                  первая квалификационная категория

г.Лесосибирск, 2023г.

   Сказка- неизменный спутник детства- играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой- главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит метод запоминания.

Этапы работы с мнемотаблицей

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка "спряталась" в таблице? Про кого эта сказка

              https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0464/0000b42b-8bf1b229/hello_html_m59a2a339.jpg

Преимущество мнемотаблицы

1.Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.

2. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

В результате у детей появится  желание пересказывать сказки– как на занятии, так в повседневной жизни, расширится круг знаний об окружающем мире, активизируется  словарный запас.  Пересказывая знакомые сказки,  дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказыватьиспользуя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Подготовила воспитатель Девятловкая Н.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

                                                                                                                                                                                                                                           

Консультация для родителей

«Учим детей составлять описательный рассказ с помощью мнемотехники»

                                                           

                                                           

                                                                  Выполнил:

                                                                  воспитатель Девятловская Н.А.  

                                                                  первая квалификационная категория

г.Лесосибирск, 2023г.

    Одна из основных задач по развитию речи детей дошкольного возраста – обучение связной речи, умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Это необходимо  для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

   Связная речь– это развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.

При составлении различных по сложности высказываний, усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, т.к. отсутствуют готовые авторские формы.  Это требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, т.е. сформированности лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а, следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов.

  Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ,  он вызывает наибольшие затруднения у дошкольников.

Особенности описательного рассказа:

- в отличие от повествовательного рассказа, описательный рассказ не имеет сюжета;

- в описательном рассказе отсутствует временная последовательность, тогда как в повествовательном- события передаются в определенной временной последовательности;

-речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий);

   Эффективным методом по обучению детей составлению описательных рассказов, является рассказ с опорой на мнемотаблицу. Использование планов- схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.

 Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1.Один из таких факторов- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.

2.В качестве второго вспомогательного фактора является план высказывания (схема), где есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.

              https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/s/Sd6gtJhDMuEKbcFxOyZ345malqIYTBrP8vX1nj0o7w/slide-12.jpg

 Примерная структура описательного рассказа:

- название предмета или явления, описываемого в рассказе;

- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

- назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;

- какую пользу приносит;

- отношение к данному предмету или явлению.

 Структура плана, вытекающая из структуры рассказа:

 1. Кто это или что это?

2. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал….).

3. Характерные признаки предмета или явления.

4. Назначение (где используется, какую приносит пользу…).

5. Отношение к описываемому предмету или явлению.

Закрепить с детьми полученные ими навыки в детском саду по составлению описательных рассказов вы можете дома, по дороге домой, в детский сад, используя уже не сами схемы, а игры, основанные на них.

Подготовила воспитатель Девятловская Н.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

                                                                                                                                                                                                                                           

Консультация для родителей

«Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования».

                                                           

                                                           

                                                                  Выполнил:

                                                                  воспитатель Девятловская Н.А.  

                                                                  первая квалификационная категория

г.Лесосибирск, 2023г.

   Развитию речи детей в детском саду уделяется очень большое внимание, но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители.

Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и родители), должны особое внимание обратить на развитие связной монологической речи: научить их самостоятельно думать и не бояться высказывать свои мысли, рассуждать и рассказывать. Развивать связную монологическую речь детей позволяют такие приемы, как заучивание стихов, составление рассказов по картине, сочинение сказок, пересказ литературных произведений и др.

   Для обучения и развития у детей навыков связной речи целесообразно использовать наглядность. Чтобы быстро выучить стихотворение и запомнить его, или запомнить и пересказать произведение, перед детьми должна предстать картинка происходящего (образ, цепочка последовательных событий). Выполнение подобных заданий облегчает наглядное моделирование.

   Содержание стихотворения, рассказа, наблюдения можно зарисовать в виде схематичных значков (символов). Каждый символ вызывает у детей ассоциации с каким – либо предметом, объектом. Моделирование облегчает процесс запоминания и увеличивает объем памяти; позволяет ребенку строить свои высказывания более точно, логично и последовательно.

Познакомимся с практическим применением моделирования

(моделирование является составляющим для технологии мнемотехника).

Заучивание стихотворения с помощью моделирования:

  • читаем стихотворение и обсуждаем с ребенком его содержание (как можно подробнее – о ком или чём, как описываются явления, действия и т. д.;
  • читаем стихотворение построчно и обсуждаем с ребенком, как можно изобразить сказанное и изображаем значком;
  • читаем стихотворение 1- 2 раза и соотносим с изображенным символом;
  • читаем стихотворение совместно с ребенком;
  • побуждаем ребенка читать стихотворение самостоятельно.

Стихотворение «Весна – красна»

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я, для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целый воз.

Составление рассказа о зиме с помощью моделирования

Подготовка к рассказу начинается с небольшой беседы (что бывает зимой?),

далее зарисовываются значки, символизирующие зимние явления природы;

приступаем к рассказыванию.

Примерный образец рассказа:

Наступила зима.

Всюду белый, пушистый снег.

Холодно на улице.

Дети пошли гулять. Они оделись тепло.

Дети катались на санках, лыжах,

играли в снежки, лепили весёлого снеговика.

Хорошо зимой!

Пересказ сказки с помощью моделирования

В начале при чтении текста сказки выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей значок - символ (можно придумать символы на каждое слово или словосочетание: изобразить главных героев сказки, явления природы, какие - либо действия - то есть можно нарисовать всё то, что ребёнок посчитает нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было понятно).

Взрослый показывает и доводит до ребенка то содержание, которое он вложил в каждое схематичное изображение. Взрослый начинает рассказывать сказку, побуждая ребенка к совместному рассказыванию. Постепенно ведущим в рассказывании становится ребенок.

Украинская народная сказка «Колосок» в моделировании может выглядеть так:

         

   Элементы моделирования можно включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность (описание игрушек, животных, опорные схемы для заучивания стихотворений, при пересказе, игровую деятельность. Данный метод поможет дошкольнику в развитии не только связной речи, но и умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.

Подготовила воспитатель Девятловская Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия консультаций для родителей по теме "Какие игрушки нужны детям"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, ...

Серия консультаций для родителей

Консультации для родителей...

Серия консультаций для родителей

1) Пойте детям перед сном2) Семейный праздник3) ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...

Серия консультаций для родителей по ПДД

Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Своевременно обучайте их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность бы...

Серия консультаций для родителей "МУЗЫКА И СКАЗКА"

Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. ...

Консультация для родителей на тему «Мнемотехника, и ее особенности в развитие речи»

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.Мнемотехника помогает маленьким детям:• Легче запоминать стихи, скоро...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«МНЕМОТЕХНИКА, КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?...