Дифференциация звуков С (Сь) - Щ
консультация (старшая, подготовительная группа)

Осипян Эгинэ Камоевна

Речевой материал для дифференциации звуков С(Сь) - Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах и коротких текстах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_s_-_shch.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ (С) – Щ

1.        Дифференциация изолированных звуков Сь-Щ

Дифференцируя изолированные звуки Сь-Щ, рекомен-дуется использовать картинки-символы: Сь - струйка воды льётся из-под крана, Щ - щётка.

2.        Повтори прямые слоги со звуками Сь (С) - Щ.

си - щи        се - ще        сю - щу        ся - ща

щи - си        ще - се        щу - сю        ща - ся

3.        Повтори обратные слоги со звуками Сь (С) - Щ.

ась - ащ  .        ось - ощ        усь - ущ        ись - ищ

есь - ещ        ёсь - ёщ        юсь - ющ        ясь - ящ

ащ - ась        ощ - ось        ущ - усь        ищ - ись

ещ - есь        ёщ - ёсь        ющ - юсь        ящ - ясь

4.        Повтори слоги, где звуки Сь-Щ находятся между гласными.

аси - ащи        асе - аще        асю - ащу        ася — аща

оси - ощи        осе - още        осю - ощу        ося - оща

уси - у щи        усе - уще        усю - ущу        уся - уща

ыси - ыщи        ысе - ыще        ысю - ыщу        ыся - ыща

5.        Повтори прямые слоги со стечением согласных.

мси — мщи       мсе — мще        мсю — мщу        мся — мща

кси - кщи        ксе - кще        ксю - кщу        кся - кща

6.        Повтори слова, где звуки Сь (С) - Щ находятся в начале слова.

суп - щуп        сели - щели

7.        Повтори слова, где звуки С - Щ находятся в середине слова.

писать - пищать    роса - роща

8.        Повтори слова, где звуки Сь (С) — Щ находятся в конце слова.

весь - вещь лес - лещ плюс - плющ

 9.        Повтори слова, где звуки Сь (С) - Щ находятся в одном слове.

Пастбище, посещать, совещание, освещение, сообщение, освещать, сгущенка, сгущённый, смущать, посвящать, вос-хищать, смещать, совещаться, носище, хвостище, усищи; стекольщик, расщелина, носильщик, следующий.

10.        Повтори словосочетания.

вкусная сгущёнка        спящий щенок        овощной суп

свиная щетина        синий щит        семь ящиков

степной хищник        сосновая щепка        Сенины вещи

пустое помещение        весенний щебет        синий плащ

мощёная мостовая        овощной салат        скорая помощь

сгущенное молоко        вкусное угощение

11.        Повтори пословицы и поговорки.

Всякой вещи своё место.

Где щи, тут и нас ищи.

Щетинки у свинки, чешуя у щучки.

12.        Повтори предложения.

Три слова. Семен несёт вещи. У свиньи щетина. Щенок тащит сосиску. Овощные соки вкусные. Собака тащит щётку.

Четыре слова. Семины вещи в ящике. Сегодня Симе купят щенка. Щенок пищит под софой. Гусята пищат в ящике. В ящике спящий щенок. Соня ест вкусную сгущёнку. Ася готовит овощные щи. Щенок сидит у ящика. В сосновом ящике щепки. У Светы новая щётка. Щенок спит в ящике. Щенок ест овощной суп. Сима обещает помыть миску. Свеча освещает мою комнату.

Пять слов. У Сани в сетях щука. Щенок тащит сосновую щепку. У нас щи из овощей. У собаки Соньки семь щенков. Сонины вещи вытащу из ящика. У свинки на спинке щетинка. Светин щенок ест кусок мяса.

Шесть слов. Надо найти в сундуке вещи Семёна. Сенин щенок пищит в пустой комнате. Сеня кинул письмо в почтовый ящик.

Семь слов. Стёпа идёт в гости по мощёной мостовой. У пса нос, а у щенка - носик.

13.        Повтори и отгадай загадки.

Глазищи, усищи, хвостище, когтище, А моется всех чище. (Кошка)

Хвостик - из кости,

А на спинке - щетинки. (Зубная щетка)

14.        Повтори стихи и чистоговорки.

Это щётка не моя,        Ест щенок у миски

Это щётка не твоя,        Васькины сосиски.

Это щётка щенка,        Кот у миски щенка

Чистим мы ему бока.        Ест овощи и судака.

А. Хмелёва        

Си-си-си, щи-щи-щи,        У кота усищи,

Щуку ты за хвост тащи.        У кота глазищи,

Ще-ще-ще, се-се-се,        У кота хвостище -

Сёма, Стае идут ко мне.        Вот какой котище!

Си-си-си, щи-щи-щи,        Обещает кот хвостом

Щётки в ящике ищи.        Поймать щуку под мостом.

Сит-сит-сит, щит-щит-щит,    Идёт кот от моста

Щенок в ящике пищит.        Без щуки и хвоста.

Е. Спивак        

А. Хмелёва Жадный котик

Угощают Васеньку-котика сосиской, Сидит котик Васенька над своею миской. Сытый котик Васенька и не ест сосиски, Но щенка кот Васенька не пускает к миске.

15.        Послушай рассказы. Назови слова со звуками Сь (С) - Щ. Перескажи рассказы.

Жадный щенок

Сидит щенок Синька у своей миски, никуда не отходит. В его миске две сосиски. Есть щенок совсем не хочет, но и сосисок никому не даст.

Подходит к миске киска Ася со своим котёнком. А щенок на них: «тяв, тяв, тяв». «Ну погоди, - думает киска, - вот будет у нас в миске еда, не пищи и не подходи».

Папа-сом

А. Хмелёва

Под высоким мостом в водоёме сом. Этот сом - всем сомам

сом. У сома не усы, а усищи. Таких усов во всех водоемах не сыщешь!

У сома семь сомят. У сомят пока не усищи, а усики. У семи

сомят по семь вещей. Вымоет папа-сом в воде вещи сомят. Повесит вещи на свои усы-усищи, так и сохнут они.

-        Где сохнут?

-        Да над водой, естественно!

Высунется папа-сом из воды, вещи на усах, хвост в воде. Вот такой у сомят папа! Сам догадайся!

Вкусная у Сани сгущёнка. Сидит Саня в саду на скамейке и ест её, никому не даёт. Капает сгущёнка Сане на костюм, носки, ботинки, дощатую скамейку.

Идёт мимо Сани Сима и смеётся.

-        Сань, а Сань, ты кто, свинка?

- Никакая я не свинка. Я Саня! Вот выдумывает! Идут мимо Сани Максим и Вася и хихикают.

-        Ну и вид у тебя, Саня, как у свинки. А Саня им:

-        Я Саня, а свинка у моего деда Семёна.

-        Нет, Саня, ты свинка!

-        Это почему?

-        А ты сам догадайся! Е. Спивак.

16. Повтори скороговорки.

У гусыни усов не ищи - не сыщешь. (Произв. народн. творч.)

Без капусты щи не густы. (Произв. народн. творч.)

Васька-кот с авоськи Тащит щуку Моське.

У сома усы-усищи,

Ты таких усов не сыщешь.

Угощу щенка я щами, Щами с овощами!

Угощает Васенька Кота Васеньку: Ухой да щами, И супом с овощами.

Спят под осинкой щенок со свинкой. Щетинки у свинки по всей спинке. Пищит сойка на осине у дома Симы.

У осы не усы, не усищи, а усики! (Произв. народн. творч.)

Моет свинка свинке Щёткой мягкой спинку.

Тощий Тимошка всех тощее, Тощее тощего Кощея! (Произв. народн. творч.)

Под скамейкой гусей семейка. Гусята пищат, гуси не спят.

У Сени и у Сани В сетях сомики с усами И сомы с усищами. (Произв. народн. творч.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...