Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников.
консультация (младшая группа)

Сираева Екатерина Анатольевна

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи...

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teat.igry_dlya_mlad.dosh_.docx202.59 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как средство развития связной речи детей  дошкольного возраста

Речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.  Помогает понять друг друга, формируются  взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Другими словами, речь – это многообразная деятельность.

Поэтому очень важна работа по развитию речи, теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

И безусловно, одну из ведущих ролей в развитии речи у дошкольников играет театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность:

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • совершенствует артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • дети получают эмоциональный подъём
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • позволяет формировать опыт социального поведения
  • стимулирует активную речь 

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи, расширяет словарный запас, совершенствуется  артикуляционный аппарат ребенка.

Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

1. Имитация:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте)
  • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево)
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)

  2.Импровизация:

  • Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки") .
  • Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег") .
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами")

 

3. Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя")

4. Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

5. Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

 Игры по речевому развитию направлены:

  • на воспитание звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, дикции, на произношение шипящих звуков
  • на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса.
  • на обогащение и активизацию словаря.
  • на развитие связной речи.

Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация, модуляция, голос). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Из вышеизложенного сводится к тому, что театральная игра – один из самых эффективных способов развития  речи у детей дошкольного возраста.

C:\Users\Екатерина\Desktop\074c50a7-eaa6-43d0-a440-c3e6610e1a22.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность-это …не просто игра!   Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих спосо...

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”. К.С.Станиславский...