Консультация для родителей "Использование сказок – шумелок в музыкально – игровой деятельности дома"
консультация (старшая группа)

Марина Малашина

Консультация представляет вниманию родителей новый вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на ДМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx32.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование сказок – шумелок в музыкально – игровой деятельности дома»

Что же такое сказки — «шумелки»? Это прочтение сказок на фоне шумового оформления. Это очень занимательный, а главное, эффективный вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра.

Сказки — «шумелки», как вид музыкальной деятельности, полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к процессу музыкального воспитания в детском саду (Федеральным государственным образовательным стандартом). Также они являются отражением идеи Карла Орфа — известного немецкого музыканта и

педагога, о том, что основе музыкального воспитания детей лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”.

По мнению этого авторитетного немецкого педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования и самовыражения. Начальное музыкальное воспитание и образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры.

Захватывающая атмосфера сказок — «шумелок» позволяет увлечь детей, оставляя их в зоне внутреннего комфорта, а также, способствует активному

желанию участвовать в этом процессе и проявить себя.

Сказки — «шумелки» могут быть использованы как готовый материал для мероприятий детского сада, так и в качестве упражнений, проводимых дома совместно с родителями.

Сказки — «шумелки» развивают слуховое восприятие, мелкую моторику, слуховую память и фантазию у детей. Проведение таких упражнений возможно уже с младшего дошкольного возраста от 3до 6 лет.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

  1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
  2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
  3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
  4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
  5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
  6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Основные принципы рассказывания сказки – шумелки:

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жес мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте его, он должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнкаВзрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

Какой же материал необходим, чтобы воплотить в практику сказку — «шумелку»? Это литературный и музыкальный материалы.

В качестве литературной основы можно использовать:

-Народную сказку, как русскую, так и любую другую.

-Стихотворения.

-Истории, придуманные взрослым (импровизации).

-При выборе литературной основы необходимо учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом доступности.

Желательно, чтобы в тексте сказки или стихотворения было достаточное количество изобразительных моментов.

Музыкальный материал:

Использование инструментов детского оркестра: ксилофон, трещотка, барабан, бубен, кастаньеты, погремушки, колокольчики, бубенцы, ложки, треугольник и т. п.

Использование звучащих предметов: щетки, целлофан, бумага, крупы, расческа, велосипедный звонок, натянутые резинки, металлические крышки,

стеклянные банки, стаканы и т. п.

Использование самодельных инструментов: погремушки, трещотки из подручных материалов.

В качестве примера, приведу сценарий сказки «Заяц в лесу».

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как

зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ

ЛОЖКИ (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ

ЛОЖКИ (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ

ЛОЖКИ (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца — и прыгнули в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ

ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ

ЛОЖКИ (медленно)

Дерзайте и творите вместе с детьми!

Сказки – шумелки.

ЗИМА В ЛЕСУ

Осенью мышки весь день бегали по лесу, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ)

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.

(ИСПОЛЬЗУЕМ ТРЕЩЁТКУ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ)

Белочки делали себе уютные гнёзда на деревьях, где они грызли орешки,

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)

Мышки попрятались в свои норки, где у них было очень много еды и они грызли зёрнышки

(ПРОВОДИМ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ)

А снаружи на землю каждый день падал и падал снег,

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)

И в лесу шумел холодный зимний ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но белочкам было тепло в своих гнёздышках,

(ВСЕ ДЕТИ ЩЁЛКАЮТ ЯЗЫЧКОМ))

А мышкам очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(ВСЕ ДЕТИ ПИЩАТ)

ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ (быстро)или ВАРЕЖКИ С ПУГОВИЦАМИ)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(ЛОЖКИ или ОРЕШКИ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ВАРЕЖКИ (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬУЕМ ВАРЕЖКИ (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и прыгнули в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ варежки (медленно)

КАК МЕДВЕДЬ СУК ПИЛИЛ.

Шел однажды медведь по лесу.

(БАРАБАН)

Вдруг видит он улей, захотелось ему медку поесть, а пчелы в нем так и жужжат.

(ЖУЖЖИМ ГОЛОСОМ)

Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить.

(ЖУЖЖИМ ГОЛОСОМ)

Завыл медведь, застонал.

(ГОЛОС)

Еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит:

(БАРАБАН)

–Вот уж я вас!

Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!

Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый сук

(ШЛЕПОК ПО НОГАМ)

и начал его пилить.

(РУБЕЛЬ)

Летела мимо птичка-синичка

(СВИСТУЛЬКА)

- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.

- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит.

(РУБЕЛЬ)

Скакала по веткам белочка:

(ТРЕЩЁТКА)

- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!

- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит

(РУБЕЛЬ)

Пробегал мимо олень:

(КОЛОКОЛЬЧИК)

- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!

Не слушает медведь никого, знай себе пилит

(РУБЕЛЬ)

Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.

Тут мимо ворона пролетала и каркнула:

(ГОЛОС)

- Ой! Сук обломился и медведь упал с дерева.

(СМЯТЬ ПЛАСТИКОВЫЙ СТАКАНЧИК)

Все бока отшиб. Заплакал, застонал.

(ГОЛОС)

- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:

- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел.

(ТРЕУГОЛЬНИК)

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.

(МЕТАЛЛОФОН)

«Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.

(ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела.

( МАРАКАСЫ)

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

(БАРАБАН)

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол.

(ТАРЕЛКИ)

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку. И это был самый лучший оркестр!

СТРАШНЫЙ ПЫХ

Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька.
Дед мастерил: молотком стучал

(БАРАБАН)

и пилой пилил.

(РУБЕЛЬ)
Бабка пол подметала:

(ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)
И пыль вытирала.

(ГЛАДИТЬ тряпкой БАРАБАН)
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала
(КСИЛОФОН)
Вот как-то Машенька и говорит : «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу

(КОРОБОЧКА)
Потом по камушкам,

(КСИЛОФОН)
А потом по травке

(ЦЕЛЛОФАН)
Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат: «Ж-Ж-Ж»

(ГОЛОС)
и комарики пищат «З-З-З»

(ГОЛОС)
И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то
на него громко фыркнет:
ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ
(ГОЛОС)
Дед испугался и домой побежал.
(КСИЛОФОН)
Прибежал и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка пошла в огород: сначала по полу
(КОРОБОЧКА)
потом по камушкам,
(КСИЛОФОН)
а потом по травке.
(ЦЕЛЛОФАН)
Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат
«Ж-Ж-Ж»
и комарики пищат.
«З-З-З»
И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает:
(ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-голос)
Бабушка испугалась и домой побежала.
(КСИЛОФОН)

Прибежала и говорит: «Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой -то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька говорит:
«Раз вы такие трусишки, я сама пойду!». Пошла Машенька в огород: сначала по полу,
(КОРОБОЧКА)
потом по камушкам
(КСИЛОФОН)
а потом по травке.
(ЦЕЛЛОФАН)
Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает:
(ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-голос)
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький сидит. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком.
(СТРУНА)
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек.
(РУБЕЛЬ)
Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила. А ночью ёжик не спал и по комнате бегал.
(БАРАБАН)

ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА

Бежала лисичка по лесу.

(КАСТАНЬЕТЫ)

Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.

(КОЛОКОЛЬЧИК)

Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка. Не возьму тебя! И побежала лисичка дальше.

(КАСТАНЬЕТЫ)

Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.

(ДУТЬ В БУТЫЛКУ)

- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.

А я её сейчас утоплю!

Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.

(КАСТАНЬЕТЫ)

Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.

(ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ)

Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.

(КАСТАНЬЕТЫ)

Бежит лисичка, вдруг видит – а на дороге капкан.

- Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.

Посижу - ка я на ней, отдохну.

Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост! И защёлкнулся.

(ТАРЕЛКА)

Уж лисичка его царапала – царапала, царапала – царапала

(РАСЧЁСКА)

стучала – стучала…

(СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ)

Еле вырвалась! И скорей домой побежала.

(КАСТАНЬЕТЫ)

ОСЕННЯЯ СКАЗКА

Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одежке

ТИХО БЬЮТ ЛАДОШКАМИ ПО БАРАБАНУ

Где листочком зашуршит

МАРАКАСЫ

Где дождинкой зазвенит

КОЛОКОЛЬЧИК

Раздается громкий стук

Это дятел - тук да тук!

ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ, КУБИКИ

Дятел делает дупло

Белке будет там тепло

КСИЛОФОН

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел

ШУРШАЛКИ (ЦЕЛОФАННОВЫЙ ПАКЕТИК)

Громче завывает

Тучки собирает

ТРЕМОЛО БУБНОВ

Дождик - динь, дождик - дон!

Капель бойкий перезвон

ТРЕУГОЛЬНИК

Все звенит, стучит, поет

Осень яркая идет!

ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИГРАЮТ ВМЕСТЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Примеры музыкально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Музыкально-игровая деятельность, как и другая позитивная совместная деятельность родителей с детьми, имеет огромное значение и для тех, и для других. Ведь ребенок –дошкольник формируется в семье...

Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...

Консультация для родителей "Организация игровой деятельности дома"

Игры развивают:- внимание, память, восприятие, мышление, воображение, тренирует наблюдательность, ум;- творческие способности детей,- формируют эмоционально-чувственную сферу личности детей;- способст...

Консультация для родителей: "Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома"

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости...

«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»

Проблема процесса  развития  ребенка в творчестве  музыкального  воспитания  имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживания...