«Как помочь ребёнку с задержкой психического развития?».(Консультация для родителей)
консультация

Беляева Ольга Геннадьевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx137.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребёнку с задержкой психического развития?».

(Консультация для родителей)

https://ck.ot7.ru/uploads/7/0/4/Semya_70404.jpg

Задержка психического развития (ЗПР) – это термин, который характеризует синдромы, связанные с отставанием в развитии психики и её функций (моторная, сенсорная, речевая и эмоционально-волевая). У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие симптомы: замедленный темп речи, слабая недостаточность центральной нервной системы, несовершенные формы поведения, отсутствие мотивации и целенаправленной деятельности, снижение работоспособности, наличие психических расстройств, а также инфантильные черты в личности и социальном поведении. 

         Дети с ЗПР обладают рядом характерных особенностей. Они быстро утомляются и истощаются, им сложно сосредоточиться на задаче из-за неустойчивости внимания. Их восприятие, память и мышление развиты на низком уровне, затруднено их звукопроизношение, а словарный запас ограничен. В поведении этих детей присутствует низкий уровень самоконтроля, а их эмоционально-волевая сфера незрела. Они также имеют ограниченный запас общих сведений и представлений.

       Чтобы обеспечить благоприятное развитие детей с ЗПР, необходима своевременная клиническая, педагогическая и психологическая помощь. Важным аспектом является реализация необходимой психологической коррекции.

        В коррекционной педагогике особое внимание уделяется индивидуальным особенностям детей с задержкой психического развития (ЗПР). Однако необходимо отметить, что семейная поддержка играет значительную роль в компенсации данного отклонения. Целенаправленная активизация различных аспектов интеллектуальной и эмоциональной сферы является ключевым фактором в этом процессе. Однако, в случае пренебрежительного отношения родителей и неблагоприятных жизненных условий, психическое развитие ребенка замедляется и познавательная деятельность становится затруднительной. Это приводит к обеднению представлений ребёнка об окружающем мире, а также формированию неправильных представлений.

        Объекты, воспринимаемые детьми, могут вызывать затруднения в их общем восприятии. Внимание у детей также характеризуется неустойчивостью. У детей преобладает наглядно-действенного мышления, то есть они лучше запоминают информацию, представленную в виде ассоциаций между картинками и действиями. Наглядно-образное и особенно словесно-логическое мышление у детей развито в меньшей степени. У детей также могут проявляться речевые нарушения, что усложняет их способность к запоминанию. Дети часто строят свою речь из коротких и простых предложений, которые иногда могут быть неграмотными. Пересказ сказки без связного содержания также может быть проблематичным для них. Необходимо отметить, что речевые проблемы детей иногда прямо связаны с их социальной средой.

         Ребёнок с ЗПР (задержкой психического развития) сталкивается с трудностями в установлении контактов и взаимосвязей с окружающими, а также в привлечении других детей и взрослых к себе. Такие дети часто испытывают застенчивость, затрудняются в подборе слов по смыслу и сбиваются в последовательности слов в предложении. За счёт незрелости сложных форм поведения социализация детей с ЗПР представляет значительную трудность.

Что можно сделать, чтобы помочь ребёнку с ЗПР?

Важно осознать, что в семье минимальное количество внимания уделяется развитию ребенка с ЗПР по сравнению с работой специалистов. Для достижения наилучших результатов необходимо обратиться за квалифицированной помощью к педагогу-психологу, дефектологу и врачу-неврологу. Кроме того, важно начать воспитание и обучение по систематической и целенаправленной программе как можно раньше.

Рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития:

1. Разнообразьте упражнения для закрепления изученного материала в детском саду и дома. Предлагайте домашние задания, которые позволят детям повторить и усвоить тему. Помогайте ребёнку становиться самостоятельным в выполнении заданий. Важно помнить, что родительская помощь должна быть поддержкой, а не полным выполнением задачи за ребёнка. Рекомендуется поддерживать благоприятную среду для его работы, обеспечивая аккуратный порядок в тетради с заданиями.

2. Продумайте регулярность и разнообразие занятий с учётом длительности каждого занятия (не более 20 минут). Этот подход помогает детям структурировать своё время и легче усваивать материал. Важно предлагать занятия, которые содержат наглядный дидактический материал и пособия, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей. Это способствует удержанию их внимания и интереса.

3. Эффективность закрепления знаний в значительной степени зависит от спокойной обстановки. Родители или педагоги должны проявлять терпение и доброжелательность в общении с ребёнком. Однако также следует выдвигать определенные требования, принимая во внимание его успехи при выполнении заданий.

4. Отведение времени для активного общения со сверстниками является важной составляющей воспитания ребёнка. Продвижение социализации поможет ему научиться взаимодействовать с другими людьми, задавать вопросы и обращаться за помощью. Именно в ходе активного общения дети лучше усваивают информацию, уточняют и дополняют её.

5. Предоставление детям домашних поручений играет важную роль в их развитии, способствуя формированию самостоятельности, умений самообслуживания и активности. Участие ребёнка в бытовых заданиях стимулирует его мотивацию и помогает развить необходимые навыки.

6. Проявите больший интерес и уважение к увлечениям каждого ребёнка, задавая  наводящие вопросы и проявляя интерес к  ответам. Не забывайте поддерживать ребёнка в его активной деятельности, особенно в тех, которые для него интересны и значимы.

7. Однако, помните, что ваше благополучие и эмоциональное состояние также существенно влияют на условия развития ребёнка. Поймите, что ваше поведение и настроение влияют не только на вас. Поэтому научитесь контролировать себя и выступать в качестве достойного примера.

8. Если у вас возникают затруднения в воспитании и развитии ребёнка, не откладывайте их решение на будущее. Важно немедленно обратиться за консультацией к педагогу или специалисту, чтобы получить помощь и рекомендации. Таким образом, вы создадите благоприятные условия для эффективного развития вашего ребёнка.

    Для достижения положительных результатов у детей с задержкой психического развития необходимо эффективное взаимодействие между педагогическими работниками и семьями. Только путем совместных усилий этих сторон можно обеспечить подходящую поддержку и развитие ребёнка. Взаимодействие на всех уровнях – от планирования и реализации образовательных программ до повседневного общения – способно обеспечить максимальные выгоды и успехи в развитии таких детей.

https://indasil.club/uploads/posts/2022-12/1669864039_20-indasil-club-p-semya-risunok-karandashom-dlya-detei-pinte-24.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...

Формирование понятий о семье у ребёнка с задержкой психического развития с целью социального воспитания

Рассматриваются вопросы формирования социальных навыков у детей с проблемами в развитии в процессе проведения серии игровых занятий, дидактических игр и упражнений, опираясь на задачи программы...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ  СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКАС ЗАДЕРЖКОЙ       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей....

Методическая разработка на тему: "Как познакомить ребёнка с задержкой психического развития с часами"

В данной методической разработке представлены практические советы о том, как познакомить ребенка с ОВЗ (ЗПР) с часами, а также как развивать у него чувство времени....

7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...