«Нетрадиционные методы рисования с детьми имеющими РАС»
статья

Кретинина Анна Александровна

«Нетрадиционные методы рисования с детьми имеющими РАС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ntr.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Нетрадиционные методы рисования с детьми имеющими РАС»

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.

Трудности в освоений окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страхи, тревожность и т.д.). Часто мир для них кажется им пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем.

Дети с аутизмом испытывают трудности в общении. Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так же средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка

Для поддержания активности ребенка я использую различные виды деятельности, методы и приемы работы.
Целесообразно чередовать виды занятий: рисование красками, рисование мелками и пр. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме.

Цель: Помочь в социальной адаптации детей с РАС через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Особенности изодеятельности детей с РАС:

  • отсутствие интереса к результатам деятельности:
  • нарушениями мелкой моторики в зрительно - двигательной координации;
  • слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реальных существующими предметами и явлениями;
  • статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;
  • отсутствие преднамеренного выбора цвета:
  • бедность цветового решения:
  • неразвитость композиционных сюжетных построений;
  • низкий уровень развития познавательных процессов - ощущения, восприятия,представления,наглядно-образного мышления;
  • быстрое наступление утомления, дети не могут завершить начатое дело.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник.

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Техники нетрадиционного рисования с детьми с РАС:

  • Рисование руками ( ладонью, пальцами);
  • Кляксография ;
  • Рисование ватными палочками;
  • Раздувание краски;
  • Рисование мыльными пузырями;
  • Рисование солью, крупой, песком;
  • Рисование мятой бумагой и многое другое.

Средства изображения

-Коктейльные трубочки

-Пальчиковые краски

-Зубная щетка

-Природный материал

-Ватные палочки

-Поролоновая губка и многое другое.

На начальном этапе знакомства детей с рисованием я использую приём «рука в руке».

Рисование ладонями и пальцами способствует развитию осязательного чувства, гибкости пальцев, снимает напряжение, служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Краску на руки можно наносить кисточками различной жёсткости, щёткой, губкой или просто окунать пальчики или руку в баночку, палитру с краской. Рисунок обязательно должен иметь свой сюжет.

Каракули, любимые многими детьми, рисуются восковыми мелками или пастелью. Ритмичные движения помогают снять эмоциональное напряжение, создают настрой на занятие. Если впоследствии еще и закрасить акварелью весь лист, то ребенок увидит как волшебным образом проступает предыдущий рисунок.

Рисование ватными палочками способствуют не только развитию мелкой моторики и творческой фантазии, но и успокоению, расслаблению ребёнка, развитию его усидчивости, терпения, концентрации внимания.

Применение нетрадиционной техники рисование «рисование губкой» способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Рисование пластилином развивает детскую фантазию, снимает отрицательные эмоции, дает полную свободу для самовыражения, способствует ослаблению возбуждения детей. Дети чувствуют себя раскованнее, смелее.

По мере погружения детей с РАС в коррекционно-развивающую среду с использованием нетрадиционных техник рисования

Начали происходить некоторые изменения:

  1. дети активнее вступают в контакт;
  2. снизился уровень страхов, агрессивности, тревожности;
  3. повышается интерес | к совместной деятельности, познавательная активность, самостоятельность:
  4. расширяется диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяются в изобразительной деятельности, улучшается координация рук, мелкая моторика;
  5. постепенно снижается уровень поведенческих стереотипов;
  6. дети приобретают некоторые навыки элементарных правил поведения.

Опыт коррекционно-развивающей работы рисования разными техниками позволяет сделать вывод, что такая система занятий однозначно дает положительный эффект в работе с аутичными детьми.

ДАВАЙТЕ БУДЕМ РИСОВАТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы рисования с детьми дошкольного возраста

В статье затронуты два основных подхода: обучение без творчества и творчество без обучения, даны примеры нетрадиционных методов рисования  для дошкольников в детском саду....

Методическая разработка "Нетрадиционные методы рисования с детьми младшего дошкольного возраста".

Советы и рекомендации как правильно и играя развивать мелкую моторику у ребенка....

Нетрадиционные методы рисования с детьми.

   Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные п...

"Использование нетрадиционной техники рисования с детьми,имеющими нарушения речи".

Дети с различными речевыми нарушениями являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразит...

Мастер -класс " Нетрадиционные методы рисования с детьми"

Расширять знания педагогов о нетрадиционных способах рисования , как средство развития творческих способностей   у  детей дошкольного возраста.- познакомить со специальными знания...

Статья на тему: «Нетрадиционные методы рисования с детьми»

Статья на тему: «Нетрадиционные методы рисования с детьми»...

Нетрадиционные методы рисования с детьми.

Нетрадиционные методы рисования с детьми....