Аутизм. Что важно знать родителю?
консультация

Ирина Ивановна Наумова

Информационный материал для родителей об аутизме и РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm.docx221.73 КБ

Предварительный просмотр:

Аутизм. Что важно знать родителю?

C:\Users\Андрей\Downloads\

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми. Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может. Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними. Классической триадой симптомов РДА являются:

  • низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
  • скудная сфера интересов;
  • стереотипность движений.

Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше. Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него. Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция. Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.

C:\Users\Андрей\Downloads\

Что должно насторожить родителей и педагогов?

Нарушения, появляющиеся в числе первых, можно поделить на четыре группы.

1. Сенсорные навыки и познавательные процессы

🆘Ребенок не тянется к игрушкам, играет с необычными предметами, например, с проводом или веревочкой.

🆘Необычные повторяющиеся игры. Игрушки и другие предметы составляются в ряды, выстраиваются по периметру комнаты - не по сюжету игры, а просто так, потому что ребенку нравится. Ребенку очень важен порядок, он аккуратен и стремится все разложить по местам.

🆘Неадекватная реакция на сенсорные воздействия. Например, малыш не переносит громких звуков и зажимает уши руками. Или не любит определенные тактильные ощущения, отказывается носить одежду с ярлычками, касающимися кожи. Любит необычные запахи или категорически их не выносит.

🆘Привередливость в еде, не связанная с самочувствием, вплоть до отказа от пищи, если нет любимых продуктов. Ребенок отказывается пробовать новые блюда и это его постоянное пищевое поведение.

2. Социализация

🆘Нет контакта «глаза в глаза». Дети с аутичным поведением избегают смотреть в глаза, и даже если смотрят в сторону лица человека, взгляд трудно поймать.

🆘У ребенка бывают периоды, когда он не реагирует на ваш голос и вообще на любые звуки.

🆘Нет спонтанного повторения действий взрослых, так называемой имитации. Малыши любят копировать взрослых, делая это неосознанно. Но аутичные дети не учатся действиям самостоятельно, не повторяют звуки.

3. Нарушения поведения, физического развития, проблемы со здоровьем

🆘Неадекватная реакция на происходящие события: пугливость или, наоборот, смех в неподходящей ситуации.

🆘Навязчивые движения и аутостимуляции (ребенок может часами катать машинку или смотреть как вращается волчок, бегать по кругу или раскачиваться сидя на стуле, переливать или пересыпать что-то).

🆘Нарушение сна, которое не корректируется медикаментозно.

4. Развитие речи и коммуникативных способностей.

🆘У малыша нет указательного жеста – он не показывает пальцем или рукой в ответ на просьбу: «Покажи».

🆘Речь отсутствует или развивается со значительными нарушениями, иногда она изначально развивается (даже с опережением), а потом происходит постепенное угасание функции. Ребенок перестает отвечать развернуто или замолкает вовсе.

Без коррекции заболевание может прогрессировать; добавятся агрессия, навязчивые действия и другие симптомы. Помощь ребенку должна быть своевременной! Кто может поставить диагноз?

Если у ребенка наблюдаются признаки из всех четырех групп, необходимо обратиться к специалистам. Именно так – во множественном числе, ведь речь идет о нарушении сразу нескольких высших нервных функций, таких как речь, моторика, взаимодействие с людьми. А они находятся в компетенции логопеда, невролога и психолога или психиатра. Поэтому чтобы исключить или подтвердить диагноз аутизм (аутичное расстройство) требуется заключение нескольких врачей. Ранняя постановка диагноза предопределяет успешную социализацию, обучение и гармоничное развитие таких детей.

C:\Users\Андрей\Downloads\smiling-girl-plays-with-puzzle-pieces-indoors-generated-by-ai

Мифы об аутизме

Расстройства аутистического спектра неизлечимы. Родителям детей с РАС бывает сложно смириться с этой мыслью, на чем бесстыдно паразитируют некоторые псевдоспециалисты. Они предлагают самые разные, иногда довольно экзотические способы «избавления» от аутизма, эффективность и безопасность которых не подтверждена. Вот методы «лечения» аутизма и РАС, которым доказательная медицина говорит однозначное НЕТ.


🚩Диета
Крайне популярные безглютеновые и бесказеиновые диеты для «лечения»
аутизма и РАС не находят научного подтверждения и довольствуются незначительным числом малодоказательных исследований. Положительный эффект таких диет на поведение может быть обусловлен улучшением самочувствия ребенка, если у него есть, например, целиакия (непереносимость глютена) или лактазная недостаточность (непереносимость лактозы), но это никак не относится к коррекции аутизма. Более того, диеты с исключением глютена и казеина могут приводить к недостатку микроэлементов в рационе.

🚩Терапия стволовыми клетками
Терапия стволовыми клетками — это экспериментальный метод коррекции аутистических нарушений, суть которого состоит в введении в тело ребенка собственных стволовых клеток, взятых из костного мозга. По уверениям пионеров данной методики, это значительно снижает выраженность аутистических особенностей и улучшает познавательные способности, что приводит к постепенной социализации ребенка. Несмотря на положительные результаты исследований, их количество пока еще мало, поэтому говорить об этом способе коррекции РАС как об эффективном очень рано.

🚩«Звуковая» терапия
Томатис – метод терапии, направленный на опосредованное звуковое воздействие на мозговые структуры, результатом чего является развитие слуха, речи, улучшение поведения и социальная адаптация ребенка. Несмотря на достаточно большое количество исследований эффекта томатиса, подавляющее большинство работ не находят какого-либо значимого положительного воздействия на детей с РАС, в связи с чем данный метод не признан эффективным для данной группы пациентов.

🚩Воздействие током на мозг
Микрополяризация – очередной метод «лечения»
аутизма с недоказанной эффективностью. Он заключается в стимуляции головного мозга слабым постоянным током. Несмотря на уверения приверженцев данного метода в том, что микрополяризация способствует развитию головного мозга, укрепляет связи между нейронами, улучшает когнитивные и речевые функции, - крупные научные издания публикуют лишь данные, опровергающее какую-либо пользу этого метода для коррекции РАС.

🚩Ноотропы, витамины и БАДы
Ноотропы — это препараты, которые часто назначаются малограмотными врачами при расстройствах развития. В настоящее время нет ни одного ноотропного препарата с доказанной эффективностью, в том числе для коррекции
аутизма. Парадоксально, но при отсутствии пользы ноотропы могут вызывать побочные эффекты, самыми распространенными из которых являются тревога, головная боль и нарушения сна.

Витамины, в свою очередь, действительно могут оказать пользу ребенку с РАС, впрочем, как и любому другому человеку с выявленным дефицитом конкретных витаминов. Однако прямого отношения к коррекции проявлений
аутизма это не имеет. То же самое касается и биологически активных добавок - их можно использовать как инструмент коррекции погрешностей в диете, но не в качестве терапии РАС.

🚩«Изгнание тяжелых металлов»
Хелатирование – метод терапии, основанный на теории, будто аутистические расстройства развиваются из-за повышенного содержания в организме тяжелых металлов, особенно ртути и свинца. Якобы выведение этих веществ избавит ребенка от РАС. Научные исследования, однако, данное предположение не подтвердили. При этом было установлено, что хелатирование может нанести значительный вред организму (изменение уровня кальция, повреждение почек) вплоть до летального исхода.

🚩Массаж, животные и мед
Рассмотренные методики — это далеко не все, что может предложить интернет отчаявшимся родителям. К числу
бесполезных, а иногда и потенциально опасных методик коррекции
аутизма и РАС, современная доказательная медицина относит также гомеопатию, аюрведу, акупунктуру, точечный массаж, йогу, рэйки, фитотерапию, лечение продуктами пчеловодства, остеопатию, инъекции гормонов, дельфино-, канис-, иппотерапию. Нередко эти практики или их комбинации преподносятся в яркой обертке «авторской методики», цель которой - запутать доверчивых родителей и наладить регулярный доступ к их кошельку.

✅ Как по-настоящему помочь ребенку с РАС?
Согласно научным исследованиям и отзывам многих родителей, которые длительное время прибегали к альтернативным методам терапии, в результате самым эффективным способом коррекции аутистических нарушений является совместная работа психиатра, педагога-дефектолога и, в некоторых случаях, еще психолога или психотерапевта.

Психиатр поможет диагностировать расстройство, расскажет о проверенных видах помощи аутистичным детям, обозначит родителям порядок дальнейших действий. Что немаловажно, психиатр также проведет медикаментозную коррекцию ментальных расстройств и нарушений поведения, сопутствующих РАС, чтобы ребенок смог продуктивно заниматься с дефектологом.

Педагоги помогут ребенку развивать познавательные и социальные навыки, будут проводить с ним логопедические и дефектологические занятия. Великолепные результаты показывает ABA-терапия - эффективный метод формирования навыков и коррекции поведения детей с аутистическими расстройствами. Также педагоги научат родителей грамотно взаимодействовать со своим ребенком, так как это часто вызывает у взрослых значительные трудности.

Дети, а особенно подростки с РАС, нередко нуждаются и в помощи психологов и психотерапевтов. Особенности поведения и трудности в общении со сверстниками могут вызывать у аутистичных ребят серьезные эмоциональные проблемы, справиться с которыми возможно только вместе со специалистом.

❗В завершение еще раз вернемся к тому, с чего начали эту статью - проблему аутизма и РАС невозможно решить раз и навсегда, невозможно сделать ребенка «таким, как все». Однако совместная кропотливая работа родителей, психиатров, психотерапевтов, психологов, педагогов сможет оказать значительную помощь ребенку в борьбе с его проблемами, поможет ребенку адаптироваться в обществе и вести полноценную и счастливую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ЕГО?»

Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком....

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ЕГО?»

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ,ЧТОБЫ  ПОНИМАТЬ ЕГО?»Цель:привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам вз...

Что важно знать о навыках письма

Данный материал содержит информацию о том, как развивать мелкую моторику, с чего начинается письмо....

"Это важно знать" - рекомендации для родителей будущих первоклассников

Дорогие родители! Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ц...

Возрастные нормы развития речи - это важно знать!

Возрастные нормы развития речи - это важно  знать!...

Что важно знать о ребёнке,чтобы понимать его.Кризис 3х лет.

1.Приветствие.2.Теоритическая часть. Рассказ с использованием презентации : «Маленький  тиран»… или что такое Кризис 3-х лет и как его преодолеть?3.Практичекая часть: Упражнение «Цветик – семицве...

10 фактов об аутизме, которые стоит знать каждому

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или ...