Родительское собрание в старшей группе на тему "Развитие речи у детей 5-6 лет"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кирсанова Мария Максимовна

Подготовленный материал для родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад Солнышко»

Родительское собрание в старшей группе №1

ТЕМА: «Речевое развитие ребенка»

                                                                                                  Воспитатель:

Кирсанова М.М.

Яр-Сале

2024г.

Цель:

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для

развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в

домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Воспитатели группы, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: фломастеры, запись

спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч, клубок ниток.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».

3. Заключительная часть.

4. Разное

Подготовительная работа:

1. Изготовление приглашения на собрание для родителей;

2. Приготовить пословицы о языке

3. Оформить выставку литературы по развитию речи детей.

4. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости», «Как

читать детям», буклет «Как развивать речь ребенка дома».

Ход мероприятия.

Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть

вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.

Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям,

и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру

«Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы

возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество

и, передавая соседу, сказать ему комплимент.

Сценка «Заюшкина избушка».

Как вы думаете, что такое речь? (ответы родителей)

Воспитатель: Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка.

Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То,

что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение

для всей его последующей жизни.

Основные цели и задачи, в программе которая используется в нашем

детском саду.

Развитие речи.

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение

конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2.Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя

речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование

словаря, воспитание звуковой культуры речи.

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература.

4. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

5. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,

следить за развитием действия.

Если рассматривать детей в целом, то конечно проблемы с развитие

речи есть у каждого. Занятия с логопедом проходят дети, которым особенно

требуется специализированная помощь. Вы все можете свободно подходить к

педагогам за помощью.

 Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь

ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели

нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих

дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой

связной речью, однообразной речью.

Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы

заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в

парикмахерской и т. д.?

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний

день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада.

Мы хотим предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь

решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить

пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно играть с ребенком

дома.

Игротренинг с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете

известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на

кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и

моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично

компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что

упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Какие пальчиковые игры Вы знаете? (ответы родителей)

Мы хотим вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две

сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это

разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.

Давайте все вместе потренируемся.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и

помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте

поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая

себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно

правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать

природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие

игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое.

Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или

перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила

безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в

присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек

или спичек без серы. Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек

или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу. Можно

придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они

совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют

грамматический строй языка. Развивают внимание, память,

сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно

играть с ребенком. Итак, начнём!

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по

освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений:

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон –

…(большой, серый, толстый, добрый); мяч –…(круглый, футбольный,

кожаный); торт –…(сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д.

(Ответы родителей).

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и

малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая,

колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом;

грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня

был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А

если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапканевидимка…».

Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение,

сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная

шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке»,

«Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа

героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка – злая,

Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь,

что было после того, как лиса съела Колобка?

Какие артикуляционные упражнения Вы знаете? (ответы родителей)

Воспитатель: Артикуляционная гимнастика - это совокупность

специальных упражнений, направленных на укрепление мышц

артикуляционного аппарата (речевые органы), развитие силы, подвижности и

дифференцированности движений органов, участвующих в речевом

процессе.

1. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

2. Жевательные движения.

3. Движения нижней челюсти влево-вправо.

4. Упражнения для щек.

5. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

6. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя

челюсть неподвижна, двигается только язык.

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных

картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической

литературы по теме собрания, знакомство с пособиями- «помощниками»,

способствующими развитию связной речи ребёнка.

Заключительная часть.

Воспитатель: В заключение я хочу вам предложить игру «Связующая нить».

Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете

передавать друг другу и скажете о том, что вы учли для себя из сегодняшней

темы, важна ли эта проблема для вас и ваших детей, какие игры вы

запомнили, в какие вы хотите поиграть с ребенком.

(Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок,

держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники

натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я

благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как

можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки и буклеты.

Итог собрания:

– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким

вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь

вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое

большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши

реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих

детей. Спасибо, что пришли к нам на собрание. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе.Тема:"Развитие речи детей".

Это собрание было проведено мною в старшей группе. В материале полностью описан весь ход собрания, в приложении есть фото и текст анкеты....

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

Родительское собрание в старшей группе на тему «Речь в успешном развитии ребенка»

Родительское собрание в старшей группе на тему «Речь в успешном развитии ребенка»Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи:·...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие речи детей через театральную деятельность»

Цель собрания: Способствовать речевому развитию детей и способы вовлечения родителей в жизнь группы....

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №11 Компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушение речи.

Цель: Познакомить родителей друг с другом, воспитателем и учителем логопедом речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с у...

Родительское собрание в старшей группе «Мотылек» Тема: « Речь ребенка в ваших руках». Организация детско-взрослого клуба «До 7 и старше».

Родительское  собрание в форме мастер-класс с игровыми приемами, элементами  социоигровой  и  арт –технологий.   Анкета для родителей -состояние  речевого разв...