Формирование культуры поведения детей дома. Методические рекомендации для родителей.
консультация

Мамонтова Елена Валерьевна

Культура поведения – это широкое многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к самому себе. 

Основы культуры поведения воспитывается в семье. Наблюдения показывают то, что говорят детям родители, дети также копируют их, насколько точно глубоко копируют также манеру поведения.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим и самому себе начинается с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать. Культура речи, поведения, одежды - все это основы культуры человека, которые закладываются в самом раннем детстве и развивается на протяжении всей жизни. Дети чрезвычайно подражательны и усваивают те модели поведения, которые в них закладывает семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_povedeniya_doma.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

По словам А. П. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Культура поведения – это широкое многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к самому себе.

Основы культуры поведения воспитывается в семье. Наблюдения показывают то, что говорят детям родители, дети также копируют их, насколько точно глубоко копируют также манеру поведения.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим и самому себе начинается с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать. Культура речи, поведения, одежды - все это основы культуры человека, которые закладываются в самом раннем детстве и развивается на протяжении всей жизни. Дети чрезвычайно подражательны и усваивают те модели поведения, которые в них закладывает семья.

Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Они вполне доступны детям и постепенно усваиваются ими в процессе общения с другими людьми, в повседневной жизни ребёнка и становятся со временем навыками и привычками поведения. Недаром говорят: Посеешь привычку - пожнёшь характер.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.

Данные рекомендации предназначены для родителей дошкольников.

Содержание

Культурному поведению ребёнка необходимо учить с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать. Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор, как вести себя в транспорте. Культура одежды, речи, поведения – всё это слагаемые культуры человека, которая закладывается в самом раннем детстве и развивается на протяжении всей его жизни. Дети чрезвычайно подражательны и усваивают те модели поведения, которые в них закладывает семья. Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.

Время, когда целесообразнее прививать ребёнку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 3—4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте — с развитием и пониманием речи окружающих — вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.

Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребёнка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка — мама предлагает ей присесть, справляется о её здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей.

Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Что бы ни случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми — не унижают перед другими, не задевают самолюбия...

Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям. Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней. 
Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением. И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые также показывают, как их надо выполнять.

Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.

Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети.

Предложите ребёнку помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том. как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребёнка.

Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни в семье, её быт, тон, атмосфера, которая там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности. Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными.

Родители поступают неправильно, когда потеряв терпение, выполняют ту или иную работу за детей сами. Если ребёнок пошёл гулять, спросите его, когда он придёт или сами скажите, к какому часу он должен быть дома. Строго следите за тем, чтобы это правило соблюдалось всегда, иначе трудно будет, когда ребёнок подрастёт: неаккуратность, возвращение домой не в срок доставят много неприятных переживаний родителям. Сами родители не должны давать обещаний, которые не могут выполнить. Особое внимание родители должны обратить на тон, которым они разговаривают со своими детьми.

Если ребенок не слушается, нарушает установленную дисциплину, то не нужно ругать его или наказывать. Ребенку следует помочь сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Лучшей мерой в таких случаях будет помощь в организации той или иной деятельности, советы, позволяющие добиться результата, личный пример родителей.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие правила культуры деятельности:

- Не сиди без дела.

- Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

- Доводи начатое дело до конца.

- Выполняй работу только хорошо.

- Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке.

- Всегда бережно относись к вещам и игрушкам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Можно установить правила культуры общения:

Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю»

Культурно - гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

        Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

-нельзя класть локти на стол во время еды;

-есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам;

-правильно пользоваться столовыми приборами.

В раннем возрасте дети осваивают правила культуры поведения и общения, в основном подражая взрослому, а также тем действиям, которые обращены к самому ребенку. Поэтому родителям необходимо самим использовать моральные и культурные нормы в своем общении и поведении.

  • Чаще говорите при ребенке, а также обращайтесь к ребенку, используя вежливые слова;
  • Не используйте в своей речи грубые и нецензурные слова;
  • Не ведите разговор на повышенных тонах, не кричите на собеседника;
  • Обращайте внимание на свое и других членов семьи поведение за столом, в общественных местах, в гостях;
  • Не говорите недоброжелательно и плохо о людях в присутствии ребенка;
  • Будьте внимательны и отзывчивы к другим людям.

Только личное поведение родителей, а также воспитание, взаимопонимание и любовь позволят вырастить культурного и воспитанного ребёнка м.

Уважаемые родители! В приложении вам предлагаются стихи, игры, художественная литература, которые помогут Вашему ребёнку подружиться с правилами культуры поведения.

Приложение

Что такое ЭТИКЕТ?

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

                                 

Приветствия

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

"Добрый день!" и "Добрый вечер!",

"До свиданья!", "Будь здоров!",

"Я вас рада видеть очень",

"Мы не виделись сто лет",

"Как дела?", "Спокойной ночи",

"Всем пока", "Прощай", "Привет",

"Буду рад вас видеть снова",

"Не прощаюсь!", "До утра!",

"Всем удачи!", "Будь здорова!"

И "Ни пуха, ни пера!".

«Волшебные слова»

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания).

Игра “Назови привычку”

Мыть руки перед едой – это полезная привычка.

Чистить зубы перед сном – это полезная привычка

Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.

Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.

Грызть ногти – это вредная привычка.

Стричь ногти – это полезная привычка

Словесная игра «Вежливо – невежливо»

Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны! (Правила можно изменить).

Поздороваться при встрече – (вежливо)

Толкнуть, не извинившись – (невежливо)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …

Сказать спасибо и пожалуйста - …

Повернуться к собеседнику спиной - …

Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …

Сказать ласковое, доброе слово - …

Пожелать доброго пути - …

Памятка для родителей по правилам общения в семье:

- Быть вежливым, не оскорблять собеседника.

- Не навязывать свою точку зрения на определенную проблему и не осуждать тех, кто ее не разделяет.

- Не давать непрошенных советов.

- Внимательно слушать собеседника, не отвлекаясь на посторонние дела.

- Не перебивать и не вставлять неуместных замечаний.

- Не отвечать на вопрос, адресованный другому человеку.

Вежливые загадки

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Художественная литература для прочтения по воспитанию культуры поведения

Носов Н. «Карасик».

Пермяк Е.А. «Как Миша хотел Машу перехитрить».

Воронкова Л.Ф. «Что сказала бы мама?»

Осеева В. «Три товарища», «До первого дождя».

Орлов В.Н. «Кто кого?»

Зернова В. «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

Найдёнова Н.Н. «Новая девочка»

Гернет Н. «Хорошая вода».

Ермолаева Ю. «Проговорился».

Улицкая Л.Е «Хочу быть добрым».

Аким Я.Л. «Жадина»

Александрова З.И. «Шарик» /из цикла «Про маленькую Таню»/.

Аким Я.Л. «Есть такие мальчики».

Белова Б. «С добрым утром!»

Осеева В. «Волшебное слово».

Усачев А.А. «Здравствуйте, спасибо и до свидания!» (из цикла «Умная собачка Соня»)

Кузнецова А. «Подружки».

Михалков С. «Бараны»

Сутеев В.Г. «Яблоко».

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

Орлов В.И. «Моя машина».

Пермяк Е. «Самое страшное».

Драгунский В.Ю. «Заколдованная буква».

Пантелеев Л. «Буква «ты».

Александрова Т.И. «Хрюшка и Чушка».

Артюхова Н.М. «Саша-дразнилка».

Орлов В. «Петушок».

Гайдар А.П. «Чук и Гек».

Пермяк Е.А. «Самое страшное».

Шим Э.Ю. «Не смей!”

Александрова З.Н. « Что взяла, клади на место».

Драгунский В.Ю. «Друг детства».

Барто А. «Девочка чумазая».

Тувим Ю. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».

Чуковский К.И. «Мойдодыр».

Яснов М.Д. «Я мою руки».

Бедарева О. «Вот какая я».

Воронкова Л.Ф. «Маша – растеряша»

Зайцев В. «Я одеться сам могу».

Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».

Список используемой литературы:

  1. В. В. Бархатова  Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание. 1991. №11. С. 41 - 44.
  2. И. Н. Курочкина  Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.: Владос, 2003. 286 с.
  3. М. М. Лейшина «Воспитание культуры поведения у дошкольников» — Москва, 2007 г.
  4. С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» - Просвещение, 1986г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...

«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

В представленном материале разработана система по  формированию культуры поведения старших дошкольников через различные виды деятельностивиды. Одной из основных задач являлось повысить урове...

Рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью....

ППО. Тема :"Технология формирования культуры поведения детей среднего дошкольного возраста".

       Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.             Стать гармоничной личностью, уметь достойно вест...

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста через народные праздники.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педаг...

«Нравственное воспитание, формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Главное в дошкольном возрасте заложить основы для формирования энергичного, достойного и полезного обществу человека. Помочь ребенку, увидеть и понять мир, в котором он живёт....