Трудовое воспитание детей раннего возраста
консультация

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитываться с самого раннего детства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Трудовое воспитание детей раннего возраста в семье и в условиях детского сада»

 Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда - в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное разви-тие ребенка. Труд развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.

        В условиях ДОУ трудовое воспитание, включая основные его виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с 2-3 лет. Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживания), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.д.). Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем воспитатель выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая детей мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом необходимо создать у детей хорошее настроение, используя потешки, заклички и т.п.

Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Катю, которая гуляла вместе с ними. Он сопровождает свои действия словами, обозначающими последовательность действий (расстегивать сперва пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать вещи. Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста, напоминать им о необходимости пользоваться носовым платком. Рассказывать им о том, как огорчаются: сандалики грустят, если их носики смотрят в разные стороны, не застегнуты ремешки. Если дети, собираясь на прогулку, начинают отвлекаться: разговаривать, играть и т.д. в этом случае помогает игровой прием с «плачущим медвежонком»,

 который не умеет сам одеваться. А помочь ему медвежонок выбирает ребенка, который не хотел одеваться. Ребенок начинает сам одеваться, и показывать мишке, как надо делать. Мишка в конце обязательно  похвалит своего помощника.

Обучая детей трех лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия. Как и в первой младшей группе, решающее значение в общении с детьми играют трудовые приемы. Именно они позволяют воспитателю более активно воздействовать на малыша. Опять используются приемы с куклой Катей. 

Положительная оценка даже небольших успехов ребенка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми и робкими детьми. Эффективным приемом является привлечение положительного примера («Посмотрите, как Ксюша быстро и правильно надела колготки»).

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье. Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.

Используемая литература:

Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. /Т.С.Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей раннего возраста

В раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания....

Картотека художественных произведений по трудовому воспитанию детей раннего возраста

Художественные произведения, которые можно использовать для приобщения детей раннего возраста к трудовой деятельности. Картотека оснащена картинками....

Трудовое воспитание детей раннего возраста

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание включая основные его виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд и труд в природе систематически начи...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"...

Родителям о трудовом воспитании детей раннего возраста

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить тот момент, когда ребёнок с удовольствием стремится помогать взросл...

Трудовое воспитание детей раннего возраста.

Актуальность: Труд - это  важнейшая составляющая человеческой  жизни. И материальные, и духовные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необхо...